Образ красноармейца, бойца, солдата - один из важнейших образов советского плакатного искусства. Таковым его сделали, с одной стороны, войны - Гражданская, Вторая мировая, а с другой - многолетняя политическая конфронтация с миром капитализма.
В 1918 - 1920-х годах судьба революции во многом зависела от армии, и неудивительно, что образ красноармейца в знаменитом плакате Д. Моора «Ты записался добровольцем?» становится символом времени. Агитационная сила этой работы, монументальность и цветовая символика образа красноармейца в той или иной мере присущи другим плакатам военной тематики (В. Дени. «Спеши покрепче пана вздуть...»), в особенности - петроградским и московским «Окнам РОСТА» (В. Лебедев. «Матрос и солдат»). Демонстрируя решительность и непобедимость солдата революции, плакатисты нередко уподобляли его фольклорным богатырям (Д. Моор. «Советская репка»; Н. Кочергин. «Очередь за Врангелем!») или иконописному Георгию Победоносцу, подчеркивали вселенский масштаб происходящей борьбы (Неизвестный автор. «Да здравствует 3-я годовщина...»). Наряду с монументально-обобщенными решениями образа получила распространение реалистическая манера почти документального рисунка, выдающимся образцом которого является плакат А. Апсита «Грудью на защиту Петрограда!». Эмоциональный изобразительный язык плакатов Гражданской войны в обрисовке образа красноармейца передает напряженность момента и остроту внутриполитического противостояния.
В 20-е - 30-е годы проблемы строительства, индустриализации, пятилеток, потеснили на второй план «оборонную» тему, нисколько не умалив при этом ее политического значения. Наоборот, актуальность военных сюжетов возросла в 30-е годы после слов Сталина о неизбежности новых войн. Агитационное искусство изображало армию большой и мощной, оснащенной новой техникой, руководимой опытными полководцами. В плакатах получает распространение изобразительный мотив строя, шеренги, ряда. Мощь военной техники подчеркивается средствами фотомонтажа, сильными и непобедимыми выглядят бойцы на фоне пушек, танков или самолетов (В. Кулагина. «На оборону СССР»).
Во время Второй мировой войны солдат вновь становится главной фигурой советского искусства. Плакат создал образ воина, участвовавшего в жестоких сражениях и выстоявшего в самых тяжелых испытаниях (Н. Жуков. «Бей насмерть!»; Н. Жуков, В. Климашин. «Отстоим Москву!»), доказавшего мужество и храбрость, испытавшего радость победы. Его изображали или в традиционно-реалистической или в обобщенно-аллегорической манере. Равноценность этих способов обусловила живую пластичность и многогранность образа. Зритель мог видеть в солдате достойного наследника предков, отважного воина, освободителя родной страны и Европы, и в то же время - простого человека, рабочего или пахаря, которого война вырвала из мирной жизни и заставила совершать тяжелую, но необходимую работу.
Образ солдата стал эталоном воинской доблести, и неудивительно, что во второй половине XX века плакатное искусство постоянно возвращается к нему. В произведениях, приуроченных к годовщинам отдельных битв и Победы над Германией, в зависимости от политической конъюнктуры доминирует то одна, то другая трактовка этого образа.
В годы перестройки и после нее победители Второй мировой войны изображаются не так героически: под разрывами победных салютов солдат видится смертельно усталым (А. Ваганов. «Слава!») или погруженным в размышления о жертвах и незаживающих ранах войны. Плакатная акция к 50-летию Победы (1995) открыла новый аспект темы и привлекла внимание зрителей к нелегкой судье воинов-ветеранов.
В 1918 - 1920-х годах судьба революции во многом зависела от армии, и неудивительно, что образ красноармейца в знаменитом плакате Д. Моора «Ты записался добровольцем?» становится символом времени. Агитационная сила этой работы, монументальность и цветовая символика образа красноармейца в той или иной мере присущи другим плакатам военной тематики (В. Дени. «Спеши покрепче пана вздуть...»), в особенности - петроградским и московским «Окнам РОСТА» (В. Лебедев. «Матрос и солдат»). Демонстрируя решительность и непобедимость солдата революции, плакатисты нередко уподобляли его фольклорным богатырям (Д. Моор. «Советская репка»; Н. Кочергин. «Очередь за Врангелем!») или иконописному Георгию Победоносцу, подчеркивали вселенский масштаб происходящей борьбы (Неизвестный автор. «Да здравствует 3-я годовщина...»). Наряду с монументально-обобщенными решениями образа получила распространение реалистическая манера почти документального рисунка, выдающимся образцом которого является плакат А. Апсита «Грудью на защиту Петрограда!». Эмоциональный изобразительный язык плакатов Гражданской войны в обрисовке образа красноармейца передает напряженность момента и остроту внутриполитического противостояния.
В 20-е - 30-е годы проблемы строительства, индустриализации, пятилеток, потеснили на второй план «оборонную» тему, нисколько не умалив при этом ее политического значения. Наоборот, актуальность военных сюжетов возросла в 30-е годы после слов Сталина о неизбежности новых войн. Агитационное искусство изображало армию большой и мощной, оснащенной новой техникой, руководимой опытными полководцами. В плакатах получает распространение изобразительный мотив строя, шеренги, ряда. Мощь военной техники подчеркивается средствами фотомонтажа, сильными и непобедимыми выглядят бойцы на фоне пушек, танков или самолетов (В. Кулагина. «На оборону СССР»).
Во время Второй мировой войны солдат вновь становится главной фигурой советского искусства. Плакат создал образ воина, участвовавшего в жестоких сражениях и выстоявшего в самых тяжелых испытаниях (Н. Жуков. «Бей насмерть!»; Н. Жуков, В. Климашин. «Отстоим Москву!»), доказавшего мужество и храбрость, испытавшего радость победы. Его изображали или в традиционно-реалистической или в обобщенно-аллегорической манере. Равноценность этих способов обусловила живую пластичность и многогранность образа. Зритель мог видеть в солдате достойного наследника предков, отважного воина, освободителя родной страны и Европы, и в то же время - простого человека, рабочего или пахаря, которого война вырвала из мирной жизни и заставила совершать тяжелую, но необходимую работу.
Образ солдата стал эталоном воинской доблести, и неудивительно, что во второй половине XX века плакатное искусство постоянно возвращается к нему. В произведениях, приуроченных к годовщинам отдельных битв и Победы над Германией, в зависимости от политической конъюнктуры доминирует то одна, то другая трактовка этого образа.
В годы перестройки и после нее победители Второй мировой войны изображаются не так героически: под разрывами победных салютов солдат видится смертельно усталым (А. Ваганов. «Слава!») или погруженным в размышления о жертвах и незаживающих ранах войны. Плакатная акция к 50-летию Победы (1995) открыла новый аспект темы и привлекла внимание зрителей к нелегкой судье воинов-ветеранов.