Агитационным искусством Советского Союза было создано много образов врагов и противников. Эти образы не только отражали идеологическую и политическую конфронтацию с западным миром, с «внутренними» врагами, но и играли важную роль для образования новой идентичности.
Уже в 1919 году революционное правительство вело борьбу с иностранными интервентами и «белым движением», саботажниками и дезертирами, духовенством и просто с так называемыми «несознательными элементами». Борьба не на жизнь, а на смерть, требовала яростной агитации против любых противников. В политическом плакате создается многоликий образ врага, - и собирательный (Антанта, Белая Польша, Капитализм), и конкретный, «персональный», - Деникин, Врангель, Колчак, представители Антанты - Клемансо, Пуанкаре и другие.
Образы врагов получают двоякую трактовку. Нередко они рисуются устрашающими и жестокими, чтобы передать опасность конкретной военной или политической ситуации. Гипербола, метафора господствуют в графическом языке, экспрессия, динамика становятся его отличительной чертой. Но демонизация противника - не единственное средство решения образа. Плакат борется против интервентов и царских генералов оружием сатиры, высмеивая их претензии и потуги, прибегая к фольклору, популярным народным пословицам и поговоркам. Для того, чтобы выразить такие отвлеченные понятия, как «капитал» и «империализм», приходилось использовать аллегорию и символику, например отвратительный образ гидры, наследницы змия, повергнутого Георгием Победоносцем и традиционно воплощающей в себе черты Зла, Агрессии, Опасности. Мотив гидры был распространенным мотивом лубка в сюжетах, связанных с осуждением пьянства, с изображением греха и искушения. Традиционные образы народного искусства в революционном плакате получили новое значение: «зеленый змий» пьянства и искуситель превратился в «гидру капитализма».
Плакат «белого движения» также создавал образы врага, и главным из них был большевизм. Красноармейцы изображались кровожадными и жестокими разбойниками; в их внешнем облике нередко акцентировались семитские черты, особенно ярко выраженные при изображении военкома Троцкого. Еврейское происхождение Троцкого подчеркивалось для разжигания антисемитизма, для внушения идеи, что Октябрьская революция явилась еврейской акцией по уничтожению русского народа. Троцкий изображался также и как современный «Христов палач», а Октябрьская революция приравнивалась к акции богоубийства.
Если со стороны большевиков змея или гидра обозначали капитализм, то в белогвардейском плакате тот же самый мотив воплощал большевистского врага. То, что обе стороны пользовались похожими или и вовсе идентичными символами (наделяя их диаметрально противоположным значением) показывает, насколько ограничен был репертуар исторических мотивов, при помощи которых в эти годы происходило формирование образов врага в визуальной памяти.
Уже в 1919 году революционное правительство вело борьбу с иностранными интервентами и «белым движением», саботажниками и дезертирами, духовенством и просто с так называемыми «несознательными элементами». Борьба не на жизнь, а на смерть, требовала яростной агитации против любых противников. В политическом плакате создается многоликий образ врага, - и собирательный (Антанта, Белая Польша, Капитализм), и конкретный, «персональный», - Деникин, Врангель, Колчак, представители Антанты - Клемансо, Пуанкаре и другие.
Образы врагов получают двоякую трактовку. Нередко они рисуются устрашающими и жестокими, чтобы передать опасность конкретной военной или политической ситуации. Гипербола, метафора господствуют в графическом языке, экспрессия, динамика становятся его отличительной чертой. Но демонизация противника - не единственное средство решения образа. Плакат борется против интервентов и царских генералов оружием сатиры, высмеивая их претензии и потуги, прибегая к фольклору, популярным народным пословицам и поговоркам. Для того, чтобы выразить такие отвлеченные понятия, как «капитал» и «империализм», приходилось использовать аллегорию и символику, например отвратительный образ гидры, наследницы змия, повергнутого Георгием Победоносцем и традиционно воплощающей в себе черты Зла, Агрессии, Опасности. Мотив гидры был распространенным мотивом лубка в сюжетах, связанных с осуждением пьянства, с изображением греха и искушения. Традиционные образы народного искусства в революционном плакате получили новое значение: «зеленый змий» пьянства и искуситель превратился в «гидру капитализма».
Плакат «белого движения» также создавал образы врага, и главным из них был большевизм. Красноармейцы изображались кровожадными и жестокими разбойниками; в их внешнем облике нередко акцентировались семитские черты, особенно ярко выраженные при изображении военкома Троцкого. Еврейское происхождение Троцкого подчеркивалось для разжигания антисемитизма, для внушения идеи, что Октябрьская революция явилась еврейской акцией по уничтожению русского народа. Троцкий изображался также и как современный «Христов палач», а Октябрьская революция приравнивалась к акции богоубийства.
Если со стороны большевиков змея или гидра обозначали капитализм, то в белогвардейском плакате тот же самый мотив воплощал большевистского врага. То, что обе стороны пользовались похожими или и вовсе идентичными символами (наделяя их диаметрально противоположным значением) показывает, насколько ограничен был репертуар исторических мотивов, при помощи которых в эти годы происходило формирование образов врага в визуальной памяти.