Политическая обстановка первых послереволюционных лет требовала многообразия форм агитации и пропаганды, которые отвечали бы сложным актуальным задачам. Одной из таких форм стали «Окна РОСТА», появившиеся в октябре 1919 года в Москве, в начале 1920 года в Петербурге, а затем и во многих других городах страны. Свое название большие красочные плакаты, выпускаемые Российским телеграфным агентством (РОСТА) получили от первоначального места их развески - пустующих витрин (окон) магазинов. Идея «Окон» принадлежала художнику М. Черемныху и была горячо поддержана В. Маяковским. «Окна» стали стенной газетой для самых широких слоев рабоче-крестьянского населения, идеологическим оружием мгновенной реакции на события.
«Телеграфным стилем» (выражение В. Маяковского) «Окон» были обусловлены многие их художественные особенности: афористический лаконизм рисунка, хлесткий стихотворный текст, техника изготовления и размножения.
Большой размер «Окон» не позволял быстро печатать их литографским способом. В Москве для тиражирования использовался трафарет, в Петербурге - копирование от руки. Меньшие по размеру «Окна РОСТА» других городов России множились в зависимости от возможностей полиграфии - литографским способом (Ярославль), техникой линогравюры (Кострома).
В Москве коллектив художников возглавлял М. Черемных, душой его был В. Маяковский, наиболее активными участниками - И. Малютин, А. Нюренберг, А. Левин. Художники готовили оригинал; по нему в зависимости от числа красок резались трафареты - формы из плотной промасленной бумаги или картона. Трафаретчики прокатывали по ним вручную краски. По этим же трафаретам раскрашивались стены домов, заборы и даже тротуары.
В плакатах РОСТА нашли отражение все актуальные вопросы времени - от военных действий на фронтах до сбора ягод. Особое внимание уделялось пропаганде политики Советской власти, ее декретов, постановлений, указов. Лаконичный и выразительный графический язык учитывал особенности народной культуры и массового восприятия. Источником его во многом послужил русский лубок, в частности многокадровое композиционное построение и характер рисунка - простого и лаконичного, без лишних деталей.
В художественной форме «Окон» сказались также традиции политической сатирической графики и кинематографа. Были созданы краткие и понятные образы-символы, которые затем прочно вошли в «лексику» агитационного искусства: кузнец у наковальни, красный штык, красная рука, земной шар, шествие, красное знамя. Изобразительную форму получали литературные тропы, надписи персонифицировали «неизобразимые» понятия («голод», «коммуна»). В символических образах - положительных и отрицательных, - были заострены не индивидуальные, как в лубке, а социальные черты. Персонажи переходили из «Окна» в «Окно», становились узнаваемыми, ситуации обыгрывались, как в революционном театре.
Неотделимой частью плакатного образа «Окон» являлся текст, - острые и афористические стихотворные строки Маяковского.
Над созданием Петроградских «Окон РОСТА» трудились В. Лебедев, В. Козлинский, Л. Бродаты. В основу их стиля легла эстетика кубизма и супрематизма. В революционном плакате она выразилась в лаконичных и обобщенных формах, в образах, проникнутых пафосом и энергией. Особенно это относится к теме труда, которая звучала торжественным гимном рабочему человеку. Кубистическая манера отвечала и техническим потребностям мастерской. Точность копирования оригинала («тиражировали» от руки художники-копировщики) зависела от ясности форм и локальности цвета.
Новаторская образная система «Окон» - лаконизм и доходчивость языка, принципы символического обобщения, единство изображения и слова - оказали огромное влияние на развитие советского плаката: их образцы, а затем и непосредственно трафареты, посылались в местные отделения РОСТА, перерисовывались, тиражировались, давали импульс развитию плакатного искусства на огромной территории России. По примеру центра «Окна РОСТА» выпускались более чем в пятидесяти городах страны. Плакатисты местных отделений, хотя и испытывали влияние художников центра, искали собственную манеру, обретали свое индивидуальное творческое лицо. Эстетика кубизма во многом определяла стиль костромских «Окон РОСТА», возглавляемых Н. Купреяновым, смоленские плакатисты испытывали влияние супрематизма, в оригинальном графическом почерке ярославских мастеров ощущались приемы модерна. Мастера Москвы, Петрограда, их коллеги в разных городах России создавали новый пластический язык, новые действенные формы общения со зрителем, новые способы агитации и пропаганды.
С завершением Гражданской войны возникают иные агитационно-пропагандистские задачи. «Окна РОСТА» (с начала 1921 года - «Окна Главполитпросвета») уступают место печатному полиграфическому плакату, но традиции этого революционного искусства получат развитие на дальнейших этапах его истории.
«Телеграфным стилем» (выражение В. Маяковского) «Окон» были обусловлены многие их художественные особенности: афористический лаконизм рисунка, хлесткий стихотворный текст, техника изготовления и размножения.
Большой размер «Окон» не позволял быстро печатать их литографским способом. В Москве для тиражирования использовался трафарет, в Петербурге - копирование от руки. Меньшие по размеру «Окна РОСТА» других городов России множились в зависимости от возможностей полиграфии - литографским способом (Ярославль), техникой линогравюры (Кострома).
В Москве коллектив художников возглавлял М. Черемных, душой его был В. Маяковский, наиболее активными участниками - И. Малютин, А. Нюренберг, А. Левин. Художники готовили оригинал; по нему в зависимости от числа красок резались трафареты - формы из плотной промасленной бумаги или картона. Трафаретчики прокатывали по ним вручную краски. По этим же трафаретам раскрашивались стены домов, заборы и даже тротуары.
В плакатах РОСТА нашли отражение все актуальные вопросы времени - от военных действий на фронтах до сбора ягод. Особое внимание уделялось пропаганде политики Советской власти, ее декретов, постановлений, указов. Лаконичный и выразительный графический язык учитывал особенности народной культуры и массового восприятия. Источником его во многом послужил русский лубок, в частности многокадровое композиционное построение и характер рисунка - простого и лаконичного, без лишних деталей.
В художественной форме «Окон» сказались также традиции политической сатирической графики и кинематографа. Были созданы краткие и понятные образы-символы, которые затем прочно вошли в «лексику» агитационного искусства: кузнец у наковальни, красный штык, красная рука, земной шар, шествие, красное знамя. Изобразительную форму получали литературные тропы, надписи персонифицировали «неизобразимые» понятия («голод», «коммуна»). В символических образах - положительных и отрицательных, - были заострены не индивидуальные, как в лубке, а социальные черты. Персонажи переходили из «Окна» в «Окно», становились узнаваемыми, ситуации обыгрывались, как в революционном театре.
Неотделимой частью плакатного образа «Окон» являлся текст, - острые и афористические стихотворные строки Маяковского.
Над созданием Петроградских «Окон РОСТА» трудились В. Лебедев, В. Козлинский, Л. Бродаты. В основу их стиля легла эстетика кубизма и супрематизма. В революционном плакате она выразилась в лаконичных и обобщенных формах, в образах, проникнутых пафосом и энергией. Особенно это относится к теме труда, которая звучала торжественным гимном рабочему человеку. Кубистическая манера отвечала и техническим потребностям мастерской. Точность копирования оригинала («тиражировали» от руки художники-копировщики) зависела от ясности форм и локальности цвета.
Новаторская образная система «Окон» - лаконизм и доходчивость языка, принципы символического обобщения, единство изображения и слова - оказали огромное влияние на развитие советского плаката: их образцы, а затем и непосредственно трафареты, посылались в местные отделения РОСТА, перерисовывались, тиражировались, давали импульс развитию плакатного искусства на огромной территории России. По примеру центра «Окна РОСТА» выпускались более чем в пятидесяти городах страны. Плакатисты местных отделений, хотя и испытывали влияние художников центра, искали собственную манеру, обретали свое индивидуальное творческое лицо. Эстетика кубизма во многом определяла стиль костромских «Окон РОСТА», возглавляемых Н. Купреяновым, смоленские плакатисты испытывали влияние супрематизма, в оригинальном графическом почерке ярославских мастеров ощущались приемы модерна. Мастера Москвы, Петрограда, их коллеги в разных городах России создавали новый пластический язык, новые действенные формы общения со зрителем, новые способы агитации и пропаганды.
С завершением Гражданской войны возникают иные агитационно-пропагандистские задачи. «Окна РОСТА» (с начала 1921 года - «Окна Главполитпросвета») уступают место печатному полиграфическому плакату, но традиции этого революционного искусства получат развитие на дальнейших этапах его истории.