После Октябрьской революции левые художники заняли ответственные посты в новых государственных организациях, занимающихся вопросами искусства. Советский авангард яростно критиковал русский модерн как буржуазное наследие. Но революционный плакат, претворяя опыт и традиции своего непосредственного предшественника - плаката Первой мировой войны и Февральской революции - усвоил и использовал некоторые стилистические черты модерна, сумевшего адаптироваться к социальной проблематике. Стилистическая система последнего прочно вошла в сознание художников, в особенности - в российской провинции, и сразу преодолеть ее было невозможно. Тем более, что динамика и эмоциональная приподнятость модерна оказались созвучными мироощущению и настроению художников революции, их энтузиазму и романтике.
Прежде всего агитационное искусство использовало опыт модерна в создании положительного образа современника. В поисках средств героизации человека, - революционера, нового хозяина жизни, - плакат обращался к античным или библейским образцам, искал идеал в символических образах, отвлеченных условных фигурах (Н. Власов «Духом окрепнем в борьбе»). Среди персонажей, - не часто, но все же встречаются женские типы в стиле А. Мухи (С. Иванов «1-е Мая. Да здравствует праздник трудящихся всех стран!»).
Модерн в известной степени облегчил процесс формирования советской символики и иконографии. В советский плакат перешли некоторые дореволюционные образы-символы, в новых условиях получившие иное содержание и смысл, сменившие ориентацию с мира природной стихии на стихию социальную. Изображение неба и бурно клубящихся облаков выражали эмоциональную приподнятость революционной темы; грозовые тучи стали символом черных сил контрреволюции; мотив хоровода трактовался как единение трудящихся земного шара (И. Симаков «Да здравствует 1 Мая, международный пролетарский праздник...»), факел стал факелом революции (Д. Моор [«Ленин с факелом»]). Но особое значение получили в революционном плакате символические образы кузнеца у наковальни и дымящих труб, известные по дореволюционным плакатам.
Еще более, чем иконография, сказалась на образной системе раннего советского плаката художественно-декоративная система модерна, выразительность пятна, декоративность контуров и цвета, динамика линии, - они оказались способными передать стремительный темп времени и революционный порыв.
Модерн давал о себе знать главным образом в начальную пору становления искусства политической агитации. Революционный стиль советского агитационного искусства, искусство авангарда вытесняет модерн сначала в центрах страны, затем на периферии, и к концу 20-х годов конструктивизм и фотомонтаж практически отвоевывают у него все позиции, оставляя место лишь в некоторых видах рекламного плаката.
Прежде всего агитационное искусство использовало опыт модерна в создании положительного образа современника. В поисках средств героизации человека, - революционера, нового хозяина жизни, - плакат обращался к античным или библейским образцам, искал идеал в символических образах, отвлеченных условных фигурах (Н. Власов «Духом окрепнем в борьбе»). Среди персонажей, - не часто, но все же встречаются женские типы в стиле А. Мухи (С. Иванов «1-е Мая. Да здравствует праздник трудящихся всех стран!»).
Модерн в известной степени облегчил процесс формирования советской символики и иконографии. В советский плакат перешли некоторые дореволюционные образы-символы, в новых условиях получившие иное содержание и смысл, сменившие ориентацию с мира природной стихии на стихию социальную. Изображение неба и бурно клубящихся облаков выражали эмоциональную приподнятость революционной темы; грозовые тучи стали символом черных сил контрреволюции; мотив хоровода трактовался как единение трудящихся земного шара (И. Симаков «Да здравствует 1 Мая, международный пролетарский праздник...»), факел стал факелом революции (Д. Моор [«Ленин с факелом»]). Но особое значение получили в революционном плакате символические образы кузнеца у наковальни и дымящих труб, известные по дореволюционным плакатам.
Еще более, чем иконография, сказалась на образной системе раннего советского плаката художественно-декоративная система модерна, выразительность пятна, декоративность контуров и цвета, динамика линии, - они оказались способными передать стремительный темп времени и революционный порыв.
Модерн давал о себе знать главным образом в начальную пору становления искусства политической агитации. Революционный стиль советского агитационного искусства, искусство авангарда вытесняет модерн сначала в центрах страны, затем на периферии, и к концу 20-х годов конструктивизм и фотомонтаж практически отвоевывают у него все позиции, оставляя место лишь в некоторых видах рекламного плаката.