В. Дени, к 1917 году снискавший известность талантливого карикатуриста, декларативно заявил о желании служить революции своим искусством. И сразу же выдвинулся в число выдающихся художников-сатириков революционного времени.
Первые плакаты Дени были удачной плакатной аранжировкой журнального рисунка: «Антанта под маской мира» и «Тов. Ленин очищает землю от нечисти» обозначили два полюса сатиры, градациями которой блестяще владел мастер, - от уничтожающего гротеска до теплого юмора. Тесная связь с газетной и журнальной графикой прослеживается и в дальнейшем творчестве мастера: многие его плакаты «выросли» из карикатуры («Хлебный паук - кулак-мироед»).
Главной мишенью язвительной сатиры Дени были враги революции. Искусное перо мастера превращает их образы в выразительные социальные маски, не лишенные психологической выразительности («Последний час»). Они варьируются в разных плакатах, легко узнаваемые по характерным чертам облика и фигур. Цилиндр капиталиста, длинные волосы и толстое брюшко попа, разъевшаяся физиономия бородатого кулака с легкой руки художника становятся типичными признаками этих персонажей в агитационном искусстве. Прирожденный портретист, Дени любит делать карикатуры на конкретных лиц - Колчака, Деникина, представителей Антанты, рисует их язвительно, гротескно, с сарказмом. В разработке комических ситуаций он во многом идет от лубка. Часто рисунок комментирует стихотворный текст, написанный поэтом Демьяном Бедным, с которым художник постоянно сотрудничает. В лубке находит Дени образы, соответствующие народным представлениям и добре и зле (паук, злой пес).
Но был у Дени и иной способ обличения врага, - показ картин народных бедствий. А чтобы показать обреченность контрреволюции, он противопоставляет ей образ положительного героя.
Героические образы Дени имели огромный политический резонанс. Антитетика плаката «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала» выражала максимализм революционной убежденности. Метафора знаменитого плаката «Каждый удар молота - удар по врагу» конкретизировала работу символического кузнеца.
Искусство Дени было по достоинству оценено зрителями и государством.
«...Дени, не зная устали, наносил нашим врагам меткие и сильные удары. Сделать врага смешным - наполовину убить его. Совлечь с него величавую личину, обнажить его отвратительное естество и притом так, чтобы понял без всяких объяснений буквально каждый, имеющий глаза, - это труднейшая задача, которая по плечу лишь немногим художникам, вроде Дени», - писала газета «Правда» в 1923 году.
По завершении Гражданской войны В. Дени переключается на работу в области сатирической графики, политической карикатуры, постоянно сотрудничает в газете «Правда», журналах «Прожектор», «Красная Нива», «Крокодил» и других. Но со второй половины 20-х, не прерывая работы в газете, опять возвращается к плакату. На этот раз в центре его внимания оказываются героико-драматические образы: прежде всего - мужественный рабочий, завоевавший земной шар и сокрушающий капитализм, жизнерадостные советские люди. По заказу МОПРа он выполняет ряд работ, посвященных узникам капитала. Но и врагам художник по прежнему не дает пощады. Он клеймит нэпманов и кулаков («Трубка Сталина»), исполняет ряд острых антиалкогольных плакатов, откликается на известные политические процессы («ГПУ. Революционная молния», «Ставка интервентов бита!»). Важное место в его творчестве занимают антифашистская и антиклерикальная темы. Широкую известность приобрел плакат о реакции капиталистического мира на досрочное выполнение пятилетки («Пятилетний план. 1928 г.», совместно с Н. Долгоруковым), большими тиражами издаются листы с портретами Сталина («Со знаменем Ленина победили мы в боях за Октябрьскую революцию...»).
Отечественную войну художник встретил во всеоружии своего таланта. Его творчество во многом питалось традициями боевого искусства 20-х годов.
Образ фашизма, несколько отвлеченный в 30-е годы, вырисовывается со всей четкостью образа-типа. Художник показывает врага хищным, кровожадным и обреченным, часто персонифицированным личностью Гитлера. Для его развенчания использует испытанный принцип антитетики («На Москву - хох! От Москвы - ох!»), преобразует традиционные символические образы разящей молнии («Сталинград»), красной руки, красной метлы («Красной Армии метла нечисть вымела дотла!»). В военных плакатах нет, как правило, развернутой фабулы, но много характерных остроумных деталей. Сатира В. Дени была чрезвычайно популярна, художник внес свой вклад в победу над фашизмом, написав о себе: «Я художник Великой державы и художник нержавый. Свое дыхание жизни я отдал Отчизне».
Первые плакаты Дени были удачной плакатной аранжировкой журнального рисунка: «Антанта под маской мира» и «Тов. Ленин очищает землю от нечисти» обозначили два полюса сатиры, градациями которой блестяще владел мастер, - от уничтожающего гротеска до теплого юмора. Тесная связь с газетной и журнальной графикой прослеживается и в дальнейшем творчестве мастера: многие его плакаты «выросли» из карикатуры («Хлебный паук - кулак-мироед»).
Главной мишенью язвительной сатиры Дени были враги революции. Искусное перо мастера превращает их образы в выразительные социальные маски, не лишенные психологической выразительности («Последний час»). Они варьируются в разных плакатах, легко узнаваемые по характерным чертам облика и фигур. Цилиндр капиталиста, длинные волосы и толстое брюшко попа, разъевшаяся физиономия бородатого кулака с легкой руки художника становятся типичными признаками этих персонажей в агитационном искусстве. Прирожденный портретист, Дени любит делать карикатуры на конкретных лиц - Колчака, Деникина, представителей Антанты, рисует их язвительно, гротескно, с сарказмом. В разработке комических ситуаций он во многом идет от лубка. Часто рисунок комментирует стихотворный текст, написанный поэтом Демьяном Бедным, с которым художник постоянно сотрудничает. В лубке находит Дени образы, соответствующие народным представлениям и добре и зле (паук, злой пес).
Но был у Дени и иной способ обличения врага, - показ картин народных бедствий. А чтобы показать обреченность контрреволюции, он противопоставляет ей образ положительного героя.
Героические образы Дени имели огромный политический резонанс. Антитетика плаката «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала» выражала максимализм революционной убежденности. Метафора знаменитого плаката «Каждый удар молота - удар по врагу» конкретизировала работу символического кузнеца.
Искусство Дени было по достоинству оценено зрителями и государством.
«...Дени, не зная устали, наносил нашим врагам меткие и сильные удары. Сделать врага смешным - наполовину убить его. Совлечь с него величавую личину, обнажить его отвратительное естество и притом так, чтобы понял без всяких объяснений буквально каждый, имеющий глаза, - это труднейшая задача, которая по плечу лишь немногим художникам, вроде Дени», - писала газета «Правда» в 1923 году.
По завершении Гражданской войны В. Дени переключается на работу в области сатирической графики, политической карикатуры, постоянно сотрудничает в газете «Правда», журналах «Прожектор», «Красная Нива», «Крокодил» и других. Но со второй половины 20-х, не прерывая работы в газете, опять возвращается к плакату. На этот раз в центре его внимания оказываются героико-драматические образы: прежде всего - мужественный рабочий, завоевавший земной шар и сокрушающий капитализм, жизнерадостные советские люди. По заказу МОПРа он выполняет ряд работ, посвященных узникам капитала. Но и врагам художник по прежнему не дает пощады. Он клеймит нэпманов и кулаков («Трубка Сталина»), исполняет ряд острых антиалкогольных плакатов, откликается на известные политические процессы («ГПУ. Революционная молния», «Ставка интервентов бита!»). Важное место в его творчестве занимают антифашистская и антиклерикальная темы. Широкую известность приобрел плакат о реакции капиталистического мира на досрочное выполнение пятилетки («Пятилетний план. 1928 г.», совместно с Н. Долгоруковым), большими тиражами издаются листы с портретами Сталина («Со знаменем Ленина победили мы в боях за Октябрьскую революцию...»).
Отечественную войну художник встретил во всеоружии своего таланта. Его творчество во многом питалось традициями боевого искусства 20-х годов.
Образ фашизма, несколько отвлеченный в 30-е годы, вырисовывается со всей четкостью образа-типа. Художник показывает врага хищным, кровожадным и обреченным, часто персонифицированным личностью Гитлера. Для его развенчания использует испытанный принцип антитетики («На Москву - хох! От Москвы - ох!»), преобразует традиционные символические образы разящей молнии («Сталинград»), красной руки, красной метлы («Красной Армии метла нечисть вымела дотла!»). В военных плакатах нет, как правило, развернутой фабулы, но много характерных остроумных деталей. Сатира В. Дени была чрезвычайно популярна, художник внес свой вклад в победу над фашизмом, написав о себе: «Я художник Великой державы и художник нержавый. Свое дыхание жизни я отдал Отчизне».