Михаил Михайлович Черемных получил профессиональное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его педагогами были известные русские живописцы С. Малютин, Н. Касаткин, А. Архипов, К. Коровин. Во время учебы он делал карикатуры для журналов и газет. В 1917 году, завершив учебу, без колебаний стал на сторону революции, рисовал для газет «Коммунар» и «Беднота». Первый опыт плакатиста - серия однокрасочных листов, заказанных ВЦИК для разъяснения трудящимся основных проблем современности. Они были исполнены по принципу многокадрового изобразительного рассказа, свойственного лубку.
По характеру очеркового рисунка, композиционному построению листа, соотношению изображения и текста эти произведения близки увеличенному журнальному рисунку. В некоторых фрагментах художник дает шаржированные изображения Ленина, отмечая в то же время важную политическую значимость его дела.
Черемныху принадлежит не одно выдающееся художественное начинание. Наряду с Д. Моором он начал ленинскую тему в советском плакате. Именно у него возникла идея создания знаменитых «Окон РОСТА», и он стал автором первого «Окна», как впоследствии первого номера «Окон Изогиза» и «Окон ТАСС». «Окна РОСТА» составили особую страницу в творческой биографии мастера и в истории советского плакатного искусства. Два года Черемных был художественным руководителем «Окон» и активнейшим художником.
«Работоспособность была неимоверная. Если бы мне кто-нибудь рассказал, что он делал 50 плакатов за ночь, я не поверил бы, если бы я сам не делал 50 плакатов за ночь.... Уставали мы при таком количестве плакатов, конечно, дико и выдумывали разные способы, помогавшие заставить себя быстрее сделать срочные плакаты (впрочем, „несрочных“ плакатов у нас почти не бывало).
Работали мы очень дружно и стиль „Окон РОСТА“ - это, конечно, стиль коллективный. Часто просто невозможно припомнить, кому именно принадлежит „изобретение“ той или другой подробности... Бросающиеся в глаза приемы мы друг у друга заимствовали, и нам тогда показалось бы диким, если бы кто-то увидел в этом что-то зазорное... Я как-то придумал посадить на трубу разрушенного паровоза ворону. Получилось очень выразительно. Потом все, изображая разруху, стали рисовать таких ворон»{Черемных М. Маяковский в РОСТА // Искусство. 1940. № 3. С. 40}.
«Коллективный стиль» «Окон РОСТА» сказывался в значительности и символическом обобщении образов-типов рабочего, красноармейца, крестьянина, с одной стороны, и врагов революции - с другой, в язвительной издевке над Антантой, Петлюрой, Врангелем, «несознательными» гражданами. Огромной популярностью пользовалось «Окно» № 241 - «История про бублики и про бабу, не признающую республики», где автор демонстрировал блестящее мастерство в построении сюжета, в меткости характеристик персонажей, эффектности крупных планов, выразительности символики. Несмотря на утверждение художника о «коллективном» стиле «Окон», его рука все же хорошо узнается по композиционной завершенности каждого эпизода, по уверенному, точному, сильному штриху, по особой наблюдательности, насыщенности цвета, чувству пластической формы, элементам жизненной правды даже в столь обобщенных образах.
После завершения Гражданской войны в 20-е - 30-е годы Черемных, как и многие другие его коллеги-плакатисты, в основном работал в центральных газетах и популярных журналах. Его графическое наследие насчитывает несколько тысяч произведений. Их тематика - международная и внутриполитическая - необыкновенно разнообразна. Не оставляет мастер и работу в плакате. В 20-е годы он продолжает пропагандистские традиции трафаретных «Окон» в печатном плакате, агитирует за новые деньги, участвует в атеистических кампаниях, рекламирует советскую печать. В 30-е выступает одним из инициаторов создания периодических «Окон Изогиза». Как автор работает над темами героическими и сатирическими. Своей газетно-журнальной графикой и плакатами мастер вносит заметный вклад в формирование и утверждение образа положительного героя времени, и в отрицание его антипода - врага «внутреннего» и внешнего, прежде всего - фашизма. «Чтоб из этой лапы выпал нож - антифашистского фронта силы множь», - один из лучших антифашистских плакатов 30-х годов.
В годы Отечественной войны Черемных - активный сотрудник «Окон ТАСС». В его ранних произведениях военной поры традиции революционного плаката проявляются в принципе изобразительного рассказа, в композиции листа, в характере сочетания изображения и текста, в традиционной символике. Со временем манера мастера усложняется, он переходит к однокадровым сюжетам, крупноплановым изображениям, строит плакат на выразительных деталях, широко применяет метафору. Как и ранее создает характерные образы-маски врага, в частности Гитлера.
Еще один очень существенный факт биографии этого замечательного художника - его педагогическая деятельность. С 1950 года Черемных в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова возглавлял мастерскую плаката. Он воспитал несколько поколений плакатистов, передав им эстафету лучших традиций этого жанра искусства.
По характеру очеркового рисунка, композиционному построению листа, соотношению изображения и текста эти произведения близки увеличенному журнальному рисунку. В некоторых фрагментах художник дает шаржированные изображения Ленина, отмечая в то же время важную политическую значимость его дела.
Черемныху принадлежит не одно выдающееся художественное начинание. Наряду с Д. Моором он начал ленинскую тему в советском плакате. Именно у него возникла идея создания знаменитых «Окон РОСТА», и он стал автором первого «Окна», как впоследствии первого номера «Окон Изогиза» и «Окон ТАСС». «Окна РОСТА» составили особую страницу в творческой биографии мастера и в истории советского плакатного искусства. Два года Черемных был художественным руководителем «Окон» и активнейшим художником.
«Работоспособность была неимоверная. Если бы мне кто-нибудь рассказал, что он делал 50 плакатов за ночь, я не поверил бы, если бы я сам не делал 50 плакатов за ночь.... Уставали мы при таком количестве плакатов, конечно, дико и выдумывали разные способы, помогавшие заставить себя быстрее сделать срочные плакаты (впрочем, „несрочных“ плакатов у нас почти не бывало).
Работали мы очень дружно и стиль „Окон РОСТА“ - это, конечно, стиль коллективный. Часто просто невозможно припомнить, кому именно принадлежит „изобретение“ той или другой подробности... Бросающиеся в глаза приемы мы друг у друга заимствовали, и нам тогда показалось бы диким, если бы кто-то увидел в этом что-то зазорное... Я как-то придумал посадить на трубу разрушенного паровоза ворону. Получилось очень выразительно. Потом все, изображая разруху, стали рисовать таких ворон»{Черемных М. Маяковский в РОСТА // Искусство. 1940. № 3. С. 40}.
«Коллективный стиль» «Окон РОСТА» сказывался в значительности и символическом обобщении образов-типов рабочего, красноармейца, крестьянина, с одной стороны, и врагов революции - с другой, в язвительной издевке над Антантой, Петлюрой, Врангелем, «несознательными» гражданами. Огромной популярностью пользовалось «Окно» № 241 - «История про бублики и про бабу, не признающую республики», где автор демонстрировал блестящее мастерство в построении сюжета, в меткости характеристик персонажей, эффектности крупных планов, выразительности символики. Несмотря на утверждение художника о «коллективном» стиле «Окон», его рука все же хорошо узнается по композиционной завершенности каждого эпизода, по уверенному, точному, сильному штриху, по особой наблюдательности, насыщенности цвета, чувству пластической формы, элементам жизненной правды даже в столь обобщенных образах.
После завершения Гражданской войны в 20-е - 30-е годы Черемных, как и многие другие его коллеги-плакатисты, в основном работал в центральных газетах и популярных журналах. Его графическое наследие насчитывает несколько тысяч произведений. Их тематика - международная и внутриполитическая - необыкновенно разнообразна. Не оставляет мастер и работу в плакате. В 20-е годы он продолжает пропагандистские традиции трафаретных «Окон» в печатном плакате, агитирует за новые деньги, участвует в атеистических кампаниях, рекламирует советскую печать. В 30-е выступает одним из инициаторов создания периодических «Окон Изогиза». Как автор работает над темами героическими и сатирическими. Своей газетно-журнальной графикой и плакатами мастер вносит заметный вклад в формирование и утверждение образа положительного героя времени, и в отрицание его антипода - врага «внутреннего» и внешнего, прежде всего - фашизма. «Чтоб из этой лапы выпал нож - антифашистского фронта силы множь», - один из лучших антифашистских плакатов 30-х годов.
В годы Отечественной войны Черемных - активный сотрудник «Окон ТАСС». В его ранних произведениях военной поры традиции революционного плаката проявляются в принципе изобразительного рассказа, в композиции листа, в характере сочетания изображения и текста, в традиционной символике. Со временем манера мастера усложняется, он переходит к однокадровым сюжетам, крупноплановым изображениям, строит плакат на выразительных деталях, широко применяет метафору. Как и ранее создает характерные образы-маски врага, в частности Гитлера.
Еще один очень существенный факт биографии этого замечательного художника - его педагогическая деятельность. С 1950 года Черемных в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова возглавлял мастерскую плаката. Он воспитал несколько поколений плакатистов, передав им эстафету лучших традиций этого жанра искусства.