«Для нас сейчас чрезвычайно велика необходимость в распространении и внедрении в сознание широчайших масс трудящихся идей социалистического строительства. Нам нужно, чтобы каждый рабочий, учитель, избач, колхозник, самая отсталая крестьянка и молодое подрастающее поколение во всех концах СССР знали бы, что такое пятилетка, как мы за нее боремся, каковы наши достижения... Нам нужно, чтобы решения партии и правительства, предложения рабочих-ударников, вызовы передовых заводов проникали в самые отдаленные и глухие углы нашего Союза и становились близкими и понятными каждому трудящемуся, зажигая его желанием принять энергичное участие в новой стройке».{Герценберг В. Плакат о политпросветработе. М.; Л., 1932. С. 12.}
Эти слова критика Веры Герценберг, написанные в 1932 году, раскрывают многообразие задач агитации и пропаганды в годы первого пятилетнего плана, который рассматривался как программа построения фундамента социалистической экономики. Эта кардинальная задача определила главные идеи агитационного искусства. Важнейшая из них - пятилетка как новый рывок в экономическом, политическом, историческом развитии страны.
В образной системе плаката модернизируются испытанные символические образы - могучего корабля с палубными постройками в виде контуров новостроек; локомотива, идущего от станции «Социализм» к станции «Коммунизм». Могучий вид и стремительность движения современной техники говорят об успехах индустриализации, а Сталин в роли капитана или машиниста, выступает гарантом правильности пути и его победного завершения. Особое значение придавалось показу международного значения пятилетки. Прежде всего - в плане соревнования СССР с капиталистическим миром, в возможности победы над ним в технико-экономическом отношении. Лозунг «Догнать и перегнать» становится одним из популярных лозунгов начала 30-х годов.
Выполнение пятилетки рассматривалось также как могучий стимул укрепления международного рабочего движения, как поддержка фронта мировой революции. Кузнецкстрой, Днепрострой, Магнитострой и другие индустриальные гиганты создают в плакате новое пространство для интернационального шествия трудящихся; строитель социализма выступает активным помощником западного рабочего в его борьбе с капиталом. Развитие промышленности, в частности оборонной, имело принципиальное значение для противостояния с внешними врагами. Как и в годы Гражданской войны, Советский союз предстает в плакатах строящейся, но уже неприступной крепостью, одолеть которую бессильны мировой империализм, фашизм, церковь (К. Елисеев. «Победного шествия пятилетки не остановить империалистам!»). Неверие капиталистов в реальность плана высмеивается в многочисленных сатирических произведениях.
Агитация за пятилетку велась показом ее достижений. Лозунги «Пятилетка в четыре года», «Третий решающий год» были и мобилизующими, и утверждающими одержанные победы; отдельные цифры даже не нуждались в комментариях: «5 в 4», «518 и 1080» (число новостроек и машинно-тракторных станций). Плакат частично берет на себя функции газеты и наглядного пособия, приводит таблицы, схемы, графики, цифры, терпеливо разъясняет, что значит «построение фундамента социалистической экономики», освещает ход выполнения плана по ведущим отраслям промышленности, по вводу в действие новых фабрик, заводов, комбинатов, предприятий.
Плакат не только информировал, он активно призывал массы включаться в борьбу за выполнение плана: повысить темпы, «ликвидировать прорыв», «взять на буксир» отстающих, механизировать Донбасс, дать пролетарские кадры Урало-Кузбассу, развернуть соревнование. Выпускаются серии, посвященные пятилетке в целом (Г. Клуцис) и развитию отдельных отраслей (Д. Буланов). Превращение страны из аграрной в индустриальную становится главной темой плаката первой половины 30-х годов.
В «буднях великих строек» менялся характер труда: повышались темпы, перевыполнялись нормы, рождалось соревнование, ударничество и стахановское движение. Пятилетка способствовала не только преобразованию экономики страны, но и изменению человека, для которого труд становился «делом чести, славы, доблести и геройства». Плакаты пятилетки показывали новых героев, которых «должна знать страна» и выражали подлинный энтузиазм времени.
Эти слова критика Веры Герценберг, написанные в 1932 году, раскрывают многообразие задач агитации и пропаганды в годы первого пятилетнего плана, который рассматривался как программа построения фундамента социалистической экономики. Эта кардинальная задача определила главные идеи агитационного искусства. Важнейшая из них - пятилетка как новый рывок в экономическом, политическом, историческом развитии страны.
В образной системе плаката модернизируются испытанные символические образы - могучего корабля с палубными постройками в виде контуров новостроек; локомотива, идущего от станции «Социализм» к станции «Коммунизм». Могучий вид и стремительность движения современной техники говорят об успехах индустриализации, а Сталин в роли капитана или машиниста, выступает гарантом правильности пути и его победного завершения. Особое значение придавалось показу международного значения пятилетки. Прежде всего - в плане соревнования СССР с капиталистическим миром, в возможности победы над ним в технико-экономическом отношении. Лозунг «Догнать и перегнать» становится одним из популярных лозунгов начала 30-х годов.
Выполнение пятилетки рассматривалось также как могучий стимул укрепления международного рабочего движения, как поддержка фронта мировой революции. Кузнецкстрой, Днепрострой, Магнитострой и другие индустриальные гиганты создают в плакате новое пространство для интернационального шествия трудящихся; строитель социализма выступает активным помощником западного рабочего в его борьбе с капиталом. Развитие промышленности, в частности оборонной, имело принципиальное значение для противостояния с внешними врагами. Как и в годы Гражданской войны, Советский союз предстает в плакатах строящейся, но уже неприступной крепостью, одолеть которую бессильны мировой империализм, фашизм, церковь (К. Елисеев. «Победного шествия пятилетки не остановить империалистам!»). Неверие капиталистов в реальность плана высмеивается в многочисленных сатирических произведениях.
Агитация за пятилетку велась показом ее достижений. Лозунги «Пятилетка в четыре года», «Третий решающий год» были и мобилизующими, и утверждающими одержанные победы; отдельные цифры даже не нуждались в комментариях: «5 в 4», «518 и 1080» (число новостроек и машинно-тракторных станций). Плакат частично берет на себя функции газеты и наглядного пособия, приводит таблицы, схемы, графики, цифры, терпеливо разъясняет, что значит «построение фундамента социалистической экономики», освещает ход выполнения плана по ведущим отраслям промышленности, по вводу в действие новых фабрик, заводов, комбинатов, предприятий.
Плакат не только информировал, он активно призывал массы включаться в борьбу за выполнение плана: повысить темпы, «ликвидировать прорыв», «взять на буксир» отстающих, механизировать Донбасс, дать пролетарские кадры Урало-Кузбассу, развернуть соревнование. Выпускаются серии, посвященные пятилетке в целом (Г. Клуцис) и развитию отдельных отраслей (Д. Буланов). Превращение страны из аграрной в индустриальную становится главной темой плаката первой половины 30-х годов.
В «буднях великих строек» менялся характер труда: повышались темпы, перевыполнялись нормы, рождалось соревнование, ударничество и стахановское движение. Пятилетка способствовала не только преобразованию экономики страны, но и изменению человека, для которого труд становился «делом чести, славы, доблести и геройства». Плакаты пятилетки показывали новых героев, которых «должна знать страна» и выражали подлинный энтузиазм времени.