На смену доктрине «мировой революции» во второй половине 20-х годов пришла идея «построения социализма в одной отдельно взятой стране». Это изменение политической и экономической ориентации встретило определенное сопротивление в различных слоях общества и сопровождалось ожесточенной борьбой партийных группировок между собой. Хотя агитационное искусство не могло отразить все аспекты этой ситуации, важнейшие проблемы все-таки оказались им затронутыми.
Введение в 1921 году нэпа впервые обозначило отказ от идеи мировой революции. Замена продразверстки продналогом, разрешение свободной торговли, децентрализация управления отраслями хозяйства, практика хозрасчета для государственных предприятий, финансовая реформа и другие мероприятия этого времени воспринимались как «уступка капитализму». Поэтому были необходимы широкие пропагандистские акции, разъяснения политических, идеологических и экономических целей этих уступок. В первое время еще продолжали издаваться плакаты на тему мировой революции, которую партия официально провозгласила долгосрочной целью своей политики. И одновременно средства пропаганды и агитации подчеркивали преимущества нового политического курса. Особенно большой вклад в эту работу внесли художники «Окон Главполитпросвета», в первую очередь В. Маяковский, М. Черемных и И. Малютин.
Идея построения социализма в одной стране была провозглашена Сталиным в 1925 году. Он наметил возможные перспективы ее осуществления: СССР, как база пролетарской революции, строит социалистическое общество и борется с «капиталистическими элементами» внутри страны; но опасность свержения советской власти иностранными державами, опасность новых интервенций пока остается.
В апреле 1929 года была официально утверждена программа первого пятилетнего плана, в декабре было выдвинуто требование выполнить показатели плана за четыре года. Предусматривался рост промышленной продукции на 230%, а производства предметов потребления - на целых 264%. На конференции работников социалистической промышленности Сталин в 1931 году заявил: «Мы отстали от передовых стран на 50 - 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
Политика индустриализации сопровождалась окончательным свертыванием нэпа и борьбой с «капиталистическими элементами», причем мишенью агитационного искусства становятся «внутренние враги»: кулаки, нэпманы, троцкисты, бухаринцы и другие «инакомыслящие» члены партийной элиты. Упорно муссировались слухи об опасности грядущей войны или иностранной интервенции.
Именно на этом фоне на рубеже 20-х - 30-х годов утверждается пропагандистский тематический комплекс индустриализации и выполнения пятилетнего плана. Хотя плакат сравнительно поздно находит свое место в этих акциях Агитпропа, упомянутые темы появляются уже в первых работах, посвященных десятой годовщине Октябрьской революции. Лозунг «Мы строим социализм» на плакате Ю. Пименова стал лейтмотивом этой эпохи.
Введение в 1921 году нэпа впервые обозначило отказ от идеи мировой революции. Замена продразверстки продналогом, разрешение свободной торговли, децентрализация управления отраслями хозяйства, практика хозрасчета для государственных предприятий, финансовая реформа и другие мероприятия этого времени воспринимались как «уступка капитализму». Поэтому были необходимы широкие пропагандистские акции, разъяснения политических, идеологических и экономических целей этих уступок. В первое время еще продолжали издаваться плакаты на тему мировой революции, которую партия официально провозгласила долгосрочной целью своей политики. И одновременно средства пропаганды и агитации подчеркивали преимущества нового политического курса. Особенно большой вклад в эту работу внесли художники «Окон Главполитпросвета», в первую очередь В. Маяковский, М. Черемных и И. Малютин.
Идея построения социализма в одной стране была провозглашена Сталиным в 1925 году. Он наметил возможные перспективы ее осуществления: СССР, как база пролетарской революции, строит социалистическое общество и борется с «капиталистическими элементами» внутри страны; но опасность свержения советской власти иностранными державами, опасность новых интервенций пока остается.
В апреле 1929 года была официально утверждена программа первого пятилетнего плана, в декабре было выдвинуто требование выполнить показатели плана за четыре года. Предусматривался рост промышленной продукции на 230%, а производства предметов потребления - на целых 264%. На конференции работников социалистической промышленности Сталин в 1931 году заявил: «Мы отстали от передовых стран на 50 - 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
Политика индустриализации сопровождалась окончательным свертыванием нэпа и борьбой с «капиталистическими элементами», причем мишенью агитационного искусства становятся «внутренние враги»: кулаки, нэпманы, троцкисты, бухаринцы и другие «инакомыслящие» члены партийной элиты. Упорно муссировались слухи об опасности грядущей войны или иностранной интервенции.
Именно на этом фоне на рубеже 20-х - 30-х годов утверждается пропагандистский тематический комплекс индустриализации и выполнения пятилетнего плана. Хотя плакат сравнительно поздно находит свое место в этих акциях Агитпропа, упомянутые темы появляются уже в первых работах, посвященных десятой годовщине Октябрьской революции. Лозунг «Мы строим социализм» на плакате Ю. Пименова стал лейтмотивом этой эпохи.