После того, как в 1930 году Сталин выдвинул тезис «об обострении классовой борьбы в процессе построения социализма», страх перед «внутренними» и «внешними» врагами интенсивно культивировался средствами пропаганды. К плакату предъявлялось требование: «…Плакат должен давать не только рабочего - строителя социализма,... он должен раскрывать лицо наших врагов, вскрывать способы и формы борьбы контрреволюции против революции»{Аристова П. Индустриальный плакат // За большевистский плакат. М., 1932. С. 26}.
Внешним врагом по-прежнему являлось «капиталистическое окружение». Образ враждебного капиталистического мира в плакате 30-х годов во многом сохранил внешние черты, которыми десятилетием раньше наградило его острое перо В. Дени, Д. Моора, М. Черемныха: агрессия, злоба, жестокость, лицемерие, облаченные в черный фрак и котелок или рясу и клобук. Прославленные мастера развивают ими же созданные традиции: Д. Моор усложняет образ, объединяя Капитал и Церковь; В. Дени разрабатывает новые типы-маски и совершенствует старые, Г. Клуцис использует «фотопортреты» политических деятелей Запада («Антиимпериалистическая выставка»).
Фашизм в Италии и национал-социализм в Германии по мере укрепления своих позиций все более выдвигаются в число наиболее опасных противников. Уже в 1932 году Кукрыниксы, обличая сопротивляющихся врагов, рисуют на фраке капиталиста свастику («15»). Против опасности войн выступает М. Черемных («Чтоб из этой лапы выпал нож...»), врагом собственных народов показаны «завоеватели мира» в плакате П. Караченцова («Фашизм - это голод...»). С началом Гражданской войны в Испании антифашистская тема в плакате звучит все громче, заглушая тему вооруженных конфликтов в Манчжурии, Японии, Финляндии, затмевая образы военных противников. Но конкретные исторические лица «внешних врагов» в плакате не фигурируют, и образ врага еще не дифференцирован.
В этом сказалась неоднозначность идеологических установок советского политического руководства, которое адекватно не воспринимало опасность, исходившую от расовых теорий национал-социалистов. Фашизм получал в плакате аллегорическую трактовку, изображался змеей в виде свастики, звероподобным чудовищем (Б. Пророков. «Фашизм - враг культуры»), приемы гротеска и гиперболы, символики и аллегории помогали художникам передать опасность главного внешнего врага накануне Второй мировой войны.
«Внутренние враги» советской власти были охарактеризованы Сталиным как остатки враждебных классов, проникшие во все сферы хозяйства, в партию и наносящие ущерб советскому государству средствами саботажа, вредительства, расхищения социалистической собственности. Разнородность «антисоветских элементов» мешала формированию их обобщенного и полемически заостренного образа. Часто этот образ был собирательным, объединяющим в своеобразный «групповой портрет» разных «вредителей, кулаков, непачей», - как у В. Дени в плакате «Трубка Сталина». Причем, отличия между персонажами столь незначительны, что даже В. Дени, прославленный мастер меткой и тонкой сатирической характеристики, снабжает их пояснительными надписями.
Среди отдельных категорий «внутренних врагов» выделяются кулаки. Этот традиционный образ получает наиболее хлесткую характеристику у М. Черемныха, В. Говоркова («Колхозник, охраняй свои поля от классовых врагов - воров и лодырей, расхищающих социалистический урожай»), И. Громицкого («Колхозный урожай - удар по кулаку»). «Помощниками классового врага» выставляются бракоделы, прогульщики, пьяницы. Непосредственно к ним примыкают нарушители дисциплины. В обличении этих «врагов» особенно велики заслуги мастеров-сатириков: В. Дени, М. Черемныха, Кукрыниксов, А. Каневского. Важно отметить, что некоторые плакаты непосредственно включались в борьбу с «антисоветскими элементами»: например, плакат Н. Коршунова «Брак - подарок классовому врагу» имел целью клеймить конкретных лиц: для фамилий бракоделов под заголовком «Я - враг» было оставлено свободное место. Образ внутренних врагов - в отличие от внешних, - не кажется столь страшным и внушающим тревогу, художники дают понять их обреченность и неизбежное поражение.
Внешним врагом по-прежнему являлось «капиталистическое окружение». Образ враждебного капиталистического мира в плакате 30-х годов во многом сохранил внешние черты, которыми десятилетием раньше наградило его острое перо В. Дени, Д. Моора, М. Черемныха: агрессия, злоба, жестокость, лицемерие, облаченные в черный фрак и котелок или рясу и клобук. Прославленные мастера развивают ими же созданные традиции: Д. Моор усложняет образ, объединяя Капитал и Церковь; В. Дени разрабатывает новые типы-маски и совершенствует старые, Г. Клуцис использует «фотопортреты» политических деятелей Запада («Антиимпериалистическая выставка»).
Фашизм в Италии и национал-социализм в Германии по мере укрепления своих позиций все более выдвигаются в число наиболее опасных противников. Уже в 1932 году Кукрыниксы, обличая сопротивляющихся врагов, рисуют на фраке капиталиста свастику («15»). Против опасности войн выступает М. Черемных («Чтоб из этой лапы выпал нож...»), врагом собственных народов показаны «завоеватели мира» в плакате П. Караченцова («Фашизм - это голод...»). С началом Гражданской войны в Испании антифашистская тема в плакате звучит все громче, заглушая тему вооруженных конфликтов в Манчжурии, Японии, Финляндии, затмевая образы военных противников. Но конкретные исторические лица «внешних врагов» в плакате не фигурируют, и образ врага еще не дифференцирован.
В этом сказалась неоднозначность идеологических установок советского политического руководства, которое адекватно не воспринимало опасность, исходившую от расовых теорий национал-социалистов. Фашизм получал в плакате аллегорическую трактовку, изображался змеей в виде свастики, звероподобным чудовищем (Б. Пророков. «Фашизм - враг культуры»), приемы гротеска и гиперболы, символики и аллегории помогали художникам передать опасность главного внешнего врага накануне Второй мировой войны.
«Внутренние враги» советской власти были охарактеризованы Сталиным как остатки враждебных классов, проникшие во все сферы хозяйства, в партию и наносящие ущерб советскому государству средствами саботажа, вредительства, расхищения социалистической собственности. Разнородность «антисоветских элементов» мешала формированию их обобщенного и полемически заостренного образа. Часто этот образ был собирательным, объединяющим в своеобразный «групповой портрет» разных «вредителей, кулаков, непачей», - как у В. Дени в плакате «Трубка Сталина». Причем, отличия между персонажами столь незначительны, что даже В. Дени, прославленный мастер меткой и тонкой сатирической характеристики, снабжает их пояснительными надписями.
Среди отдельных категорий «внутренних врагов» выделяются кулаки. Этот традиционный образ получает наиболее хлесткую характеристику у М. Черемныха, В. Говоркова («Колхозник, охраняй свои поля от классовых врагов - воров и лодырей, расхищающих социалистический урожай»), И. Громицкого («Колхозный урожай - удар по кулаку»). «Помощниками классового врага» выставляются бракоделы, прогульщики, пьяницы. Непосредственно к ним примыкают нарушители дисциплины. В обличении этих «врагов» особенно велики заслуги мастеров-сатириков: В. Дени, М. Черемныха, Кукрыниксов, А. Каневского. Важно отметить, что некоторые плакаты непосредственно включались в борьбу с «антисоветскими элементами»: например, плакат Н. Коршунова «Брак - подарок классовому врагу» имел целью клеймить конкретных лиц: для фамилий бракоделов под заголовком «Я - враг» было оставлено свободное место. Образ внутренних врагов - в отличие от внешних, - не кажется столь страшным и внушающим тревогу, художники дают понять их обреченность и неизбежное поражение.