Политическая «оттепель», начавшаяся с XX съезда КПСС (1956), изменила атмосферу во всем советском обществе, в искусстве, в плакате. Разоблачение культа личности Сталина нанесло урон престижу коммунистической партии и ее идеологии. Политический курс, определяемый высшим партийным руководством, оказался ошибочным, что опровергло прежнюю ортодоксальную доктрину КПСС. Ранее казавшийся незыблемым авторитет партии пошатнулся. Средства агитации были нацелены на его восстановление и дальнейшее укрепление. Приоритетными в плакате, как и прежде, оставались темы КПСС и Октября, но на первый план вновь выдвинулся образ Ленина и «ленинских норм жизни». Эти темы были особенно актуальны в преддверии череды юбилейных дат: 50-летия Октября, 100-летия со дня рождения Ленина, 20-летия начала Второй мировой войны и Победы. Особое внимание придавалось пропаганде партийных съездов. Кроме того, время Хрущева и его политика дали жизнь новым значительным сюжетам искусства: космос и научно-технический прогресс, целина, кукуруза, охрана окружающей среды, памятников искусства и старины. Уверенность Хрущева в том, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», возродило интерес к «светлому будущему» и к современнику, идеальный образ которого был обрисован в «Моральном кодексе строителя коммунизма».
Творчески освоить новые темы и выполнить политический заказ плакат мог лишь изменив художественный метод, разорвав жесткий каркас эстетических нормативов социалистического реализма. Для этого были все предпосылки. Прежде всего - общественный подъем и перспективы, вдохновляющие общество. Не меньшее значение имело изменение статуса плаката. Средства массовой коммуникации, - телевидение, кино, печать, взяли на себя часть функций агитационного искусства. Плакату предстояло закрепить свою собственную нишу, определяемую его эстетической значимостью, а для этого было необходимо обновить образный язык. Процесс протекал по нескольким руслам. Самое значительное - обращение к традициям советского агитационного искусства, к творчеству Д. Моора, М. Черемныха, А. Дейнеки, - многое из их опыта было непосредственно передано М. Черемныхом своим ученикам, - молодым плакатистам, вступившим в творческую жизнь в конце 50-х - начале 60-х годов. В это же время художники получили возможность общения с зарубежными коллегами и изучения опыта польской, чешской, немецкой и других национальных школ. Нельзя недооценивать в этом процессе также роли кино, театра, декоративно-прикладного искусства. Особенно кино, определившего творческие успехи мастеров киноплаката. Творческая раскованность, богатство графических манер (возможных благодаря офсетной печати, заменившей цветную литографию) позволила мастерам кинорекламы создать образ положительного героя-современника и дать новое толкование образов известных героев литературных произведений - от Шекспира до Достоевского.
Стремление к эстетической самодостаточности определило новый стиль плаката, который во многом отказался от художественных критериев предшествующего времени. Трафаретные образы плакатных героев в стиле «фотографического натурализма» вызвали обратную реакцию - предельное обобщение образа человека, сведение его к знаку или отказа от него вообще. Прямолинейность и однозначность плакатного языка сменилась художественным иносказанием - метафорой, аллегорией, символом. Но порой художественный прием оказывался самодовлеющим, и тогда политическая идея звучала невнятно, образ человека превращался в формальный знак, а иносказание принимало сложный, зашифрованный характер, малопонятный массовому зрителю. Новое изменение стиля плаката было связано с созданием в 1974 году специализированного издательства «Плакат», подчиненного непосредственно ЦК КПСС и не сумевшего в последующие годы улучшить состояние художественной публицистики.
Время Хрущева было слишком коротким, и как в 20-е годы, многие художественные и эстетические идеи «оттепели» не успели реализоваться. Они «дозревали» в другом политическом климате, на почве брежневского застоя, под влиянием новых политических и эстетических требований, определяя как успехи, так и существенные недостатки плакатного искусства 70-х - 80-х годов.
Творчески освоить новые темы и выполнить политический заказ плакат мог лишь изменив художественный метод, разорвав жесткий каркас эстетических нормативов социалистического реализма. Для этого были все предпосылки. Прежде всего - общественный подъем и перспективы, вдохновляющие общество. Не меньшее значение имело изменение статуса плаката. Средства массовой коммуникации, - телевидение, кино, печать, взяли на себя часть функций агитационного искусства. Плакату предстояло закрепить свою собственную нишу, определяемую его эстетической значимостью, а для этого было необходимо обновить образный язык. Процесс протекал по нескольким руслам. Самое значительное - обращение к традициям советского агитационного искусства, к творчеству Д. Моора, М. Черемныха, А. Дейнеки, - многое из их опыта было непосредственно передано М. Черемныхом своим ученикам, - молодым плакатистам, вступившим в творческую жизнь в конце 50-х - начале 60-х годов. В это же время художники получили возможность общения с зарубежными коллегами и изучения опыта польской, чешской, немецкой и других национальных школ. Нельзя недооценивать в этом процессе также роли кино, театра, декоративно-прикладного искусства. Особенно кино, определившего творческие успехи мастеров киноплаката. Творческая раскованность, богатство графических манер (возможных благодаря офсетной печати, заменившей цветную литографию) позволила мастерам кинорекламы создать образ положительного героя-современника и дать новое толкование образов известных героев литературных произведений - от Шекспира до Достоевского.
Стремление к эстетической самодостаточности определило новый стиль плаката, который во многом отказался от художественных критериев предшествующего времени. Трафаретные образы плакатных героев в стиле «фотографического натурализма» вызвали обратную реакцию - предельное обобщение образа человека, сведение его к знаку или отказа от него вообще. Прямолинейность и однозначность плакатного языка сменилась художественным иносказанием - метафорой, аллегорией, символом. Но порой художественный прием оказывался самодовлеющим, и тогда политическая идея звучала невнятно, образ человека превращался в формальный знак, а иносказание принимало сложный, зашифрованный характер, малопонятный массовому зрителю. Новое изменение стиля плаката было связано с созданием в 1974 году специализированного издательства «Плакат», подчиненного непосредственно ЦК КПСС и не сумевшего в последующие годы улучшить состояние художественной публицистики.
Время Хрущева было слишком коротким, и как в 20-е годы, многие художественные и эстетические идеи «оттепели» не успели реализоваться. Они «дозревали» в другом политическом климате, на почве брежневского застоя, под влиянием новых политических и эстетических требований, определяя как успехи, так и существенные недостатки плакатного искусства 70-х - 80-х годов.