Тяжелое, а в 1950 - 1953 годах - кризисное состояние сельского хозяйства практически не нашло отражения в плакатном искусстве. Плакат призывал восстанавливать и развивать колхозы и совхозы, хорошо работать. Его персонажи - труженики сельского хозяйства - были оптимистичны, они еще сохраняли настроение послевоенной эйфории (М. Соловьев. «Хорошо трудиться - хлеб уродится!»). Вместо реальных картин разоренных деревень и колхозов плакат показывал процветающие или восстанавливаемые хозяйства (А. Кокрекин. «С каждым днем все радостнее жить!»).
Решение Пленума ЦК КПСС 1954 года об освоении целинных и залежных земель предусматривало распахать и засеять огромные пространства Казахстана, Сибири, Урала, Дальнего Востока и в короткие сроки решить зерновую проблему страны. Была развернута мощная агитационная кампания; плакат 1954 - 1955 годов в основном агитировал молодежь, звал ее на целину. Он обращался к патриотическим чувствам молодежи, накал которых еще не остыл после войны, призывал следовать традициям комсомола, продолжать дела отцов, осваивавших в 30-е годы Север и Дальний Восток. Коллектив молодых авторов, возглавляемый многоопытным В. Корецким, создает образ целинника, связанный с героическими образами молодежи времен революции и первых послереволюционных лет («Молодежь, на целину!»), а А. Кокорекин напоминает о подвигах молодежи в недалекую пору Отечественной войны. Подобные ассоциации придали теме и образам историческую масштабность.
Целинный плакат проникнут романтикой освоения неизведанных пространств, необычных дел, трудовых подвигов, ощущением силы и радостного мировосприятия молодежи. В середине 50-х годов позиции социалистического реализма в политическом плакате были еще достаточно прочны, и большинство целинных плакатов напоминали живописные жанровые композиции. Но целинная тема была одной из тех, где уже начал ощущаться ветер перемен. Новая тема невольно побуждала искать новые средства; среди авторов наряду с известными мастерами работала молодежь, в частности О. Савостюк и Б. Успенский, чье творчество всего через год-два определит новаторское стилистическое направление плакатного искусства. Многим плакатам была свойственна жизненность ситуаций, непосредственность и искренность интонаций, убедительность образов, призывная сила, и - стремление обогатить плакатную форму: то выразительными средствами лубка, то символическими образами. Целинная тема просуществовала как самостоятельная совсем недолго - до начала 60-х годов. Плакат отметил такие значительные события, как первая борозда и первый урожай, он романтизировал каждодневный труд хлеборобов, подчеркивая особую важность их дела. В дальнейшем эта тема вливается в общую тему сельского хозяйства.
В этой большой и многоаспектной теме одновременно с целинной выделялась еще и «кукурузная» тема. На кукурузу возлагались особые надежды в деле увеличения зерна и кормов для животноводства. По инициативе Н. Хрущева было принято решение сеять эту культуру повсеместно. Решение, которое шло вразрез с законами агротехники и мнением работников сельского хозяйства на местах, нуждалось в усиленной пропаганде. «Королеве полей» было посвящено множество плакатов, - юмористических, сатирических, серьезных и даже монументальных.
Была и еще одна тема, где, как и в «целинной» и «кукурузной», чаще преодолевались устоявшиеся образные и композиционные стандарты, - тема животноводства (Б. Белопольский. «Колхозной корове заботу и ласку!»; В. Гусаков, П. Пономарев. «Иметь в республике в 1965 году 2,6 миллионов свиней!») В целом же сельскохозяйственный плакат 50-х - начала 60-х годов являл собой зеркало планов, намерений и идеалов, которых не удавалось достичь в реальной жизни.
Решение Пленума ЦК КПСС 1954 года об освоении целинных и залежных земель предусматривало распахать и засеять огромные пространства Казахстана, Сибири, Урала, Дальнего Востока и в короткие сроки решить зерновую проблему страны. Была развернута мощная агитационная кампания; плакат 1954 - 1955 годов в основном агитировал молодежь, звал ее на целину. Он обращался к патриотическим чувствам молодежи, накал которых еще не остыл после войны, призывал следовать традициям комсомола, продолжать дела отцов, осваивавших в 30-е годы Север и Дальний Восток. Коллектив молодых авторов, возглавляемый многоопытным В. Корецким, создает образ целинника, связанный с героическими образами молодежи времен революции и первых послереволюционных лет («Молодежь, на целину!»), а А. Кокорекин напоминает о подвигах молодежи в недалекую пору Отечественной войны. Подобные ассоциации придали теме и образам историческую масштабность.
Целинный плакат проникнут романтикой освоения неизведанных пространств, необычных дел, трудовых подвигов, ощущением силы и радостного мировосприятия молодежи. В середине 50-х годов позиции социалистического реализма в политическом плакате были еще достаточно прочны, и большинство целинных плакатов напоминали живописные жанровые композиции. Но целинная тема была одной из тех, где уже начал ощущаться ветер перемен. Новая тема невольно побуждала искать новые средства; среди авторов наряду с известными мастерами работала молодежь, в частности О. Савостюк и Б. Успенский, чье творчество всего через год-два определит новаторское стилистическое направление плакатного искусства. Многим плакатам была свойственна жизненность ситуаций, непосредственность и искренность интонаций, убедительность образов, призывная сила, и - стремление обогатить плакатную форму: то выразительными средствами лубка, то символическими образами. Целинная тема просуществовала как самостоятельная совсем недолго - до начала 60-х годов. Плакат отметил такие значительные события, как первая борозда и первый урожай, он романтизировал каждодневный труд хлеборобов, подчеркивая особую важность их дела. В дальнейшем эта тема вливается в общую тему сельского хозяйства.
В этой большой и многоаспектной теме одновременно с целинной выделялась еще и «кукурузная» тема. На кукурузу возлагались особые надежды в деле увеличения зерна и кормов для животноводства. По инициативе Н. Хрущева было принято решение сеять эту культуру повсеместно. Решение, которое шло вразрез с законами агротехники и мнением работников сельского хозяйства на местах, нуждалось в усиленной пропаганде. «Королеве полей» было посвящено множество плакатов, - юмористических, сатирических, серьезных и даже монументальных.
Была и еще одна тема, где, как и в «целинной» и «кукурузной», чаще преодолевались устоявшиеся образные и композиционные стандарты, - тема животноводства (Б. Белопольский. «Колхозной корове заботу и ласку!»; В. Гусаков, П. Пономарев. «Иметь в республике в 1965 году 2,6 миллионов свиней!») В целом же сельскохозяйственный плакат 50-х - начала 60-х годов являл собой зеркало планов, намерений и идеалов, которых не удавалось достичь в реальной жизни.