«Дым труб - дыхание советской России», - этот лозунг 20-х годов получил образное воплощение во множестве плакатов на тему индустрии, прогресса, мирного труда, светлого будущего. Трудно было предположить, что со временем этот образ станет знаком экологического бедствия.
Экологические проблемы начали привлекать внимание общественности уже в 60-х годах, а в 70-е годы охрана окружающей среды постепенно выделилась в самостоятельную тему плакатного искусства. На первых порах акцентировались важные, но частные аспекты проблемы: забота о животных и птицах зимой, защита муравейников, охрана лесов от пожаров. Картины нетронутой природы в плакате преобладали над картинами природы загубленной, сатирики обличали браконьеров и нерадивых хозяйственников, виновных в загрязнении атмосферы, почвы, водоемов (В. Чумаков. «Не дадим губителям природы отравлять преступно наши воды!»).
Экологические проблемы приобрели особую актуальность в 70-е - 80-е годы в связи с освоением Сибири, строительством БАМа, возведением промышленных гигантов в заповедных природных зонах. Против нарушения естественного хода экологического процесса, разорения природных богатств возражали ученые и деятели культуры. Плакат оставался выразителем официальной, государственной точки зрения, он подчеркивал народнохозяйственное значение строек, воспевая романтику преобразования природы. Однако со временем в нем все явственнее проявлялась тревога общественности за судьбу окружающего мира: непосредственно - в плакатах на тему экологии (О. Савостюк, Б. Успенский. «Берегите все живое»), косвенно - в виде мотивов природы в плакатах на самые разные темы (В. Островский. «Мелиорацию - полям!»).
Перестройка открыла возможность постановки в плакате экологических проблем во всей их остроте. Угрозу природе и человеку представляет атомная опасность, радиоактивное заражение планеты, разрушение природной гармонии индустрией, вредными промышленными отходами. Взволнованными произведениями откликнулись плакатисты на Чернобыльскую катастрофу - экологическое бедствие мирового масштаба, чьи последствия губительны для жизни на земле (В. Чайка. «Чернобыльская мадонна»).
На первой же выставке «Плакат - перестройке» (Москва, 1986) резко прозвучала критика прежней природоохранной политики государства. В 90-е годы был проведен ряд конкурсов на экологическую тему. Лучшие произведения явили собой пример апокалиптических предчувствий, они были призваны внушить боль и тревогу, содействовать формированию экологического мировоззрения, воспитать активную гражданскую позицию в борьбе за будущее Земли и Человека.
Экологические проблемы начали привлекать внимание общественности уже в 60-х годах, а в 70-е годы охрана окружающей среды постепенно выделилась в самостоятельную тему плакатного искусства. На первых порах акцентировались важные, но частные аспекты проблемы: забота о животных и птицах зимой, защита муравейников, охрана лесов от пожаров. Картины нетронутой природы в плакате преобладали над картинами природы загубленной, сатирики обличали браконьеров и нерадивых хозяйственников, виновных в загрязнении атмосферы, почвы, водоемов (В. Чумаков. «Не дадим губителям природы отравлять преступно наши воды!»).
Экологические проблемы приобрели особую актуальность в 70-е - 80-е годы в связи с освоением Сибири, строительством БАМа, возведением промышленных гигантов в заповедных природных зонах. Против нарушения естественного хода экологического процесса, разорения природных богатств возражали ученые и деятели культуры. Плакат оставался выразителем официальной, государственной точки зрения, он подчеркивал народнохозяйственное значение строек, воспевая романтику преобразования природы. Однако со временем в нем все явственнее проявлялась тревога общественности за судьбу окружающего мира: непосредственно - в плакатах на тему экологии (О. Савостюк, Б. Успенский. «Берегите все живое»), косвенно - в виде мотивов природы в плакатах на самые разные темы (В. Островский. «Мелиорацию - полям!»).
Перестройка открыла возможность постановки в плакате экологических проблем во всей их остроте. Угрозу природе и человеку представляет атомная опасность, радиоактивное заражение планеты, разрушение природной гармонии индустрией, вредными промышленными отходами. Взволнованными произведениями откликнулись плакатисты на Чернобыльскую катастрофу - экологическое бедствие мирового масштаба, чьи последствия губительны для жизни на земле (В. Чайка. «Чернобыльская мадонна»).
На первой же выставке «Плакат - перестройке» (Москва, 1986) резко прозвучала критика прежней природоохранной политики государства. В 90-е годы был проведен ряд конкурсов на экологическую тему. Лучшие произведения явили собой пример апокалиптических предчувствий, они были призваны внушить боль и тревогу, содействовать формированию экологического мировоззрения, воспитать активную гражданскую позицию в борьбе за будущее Земли и Человека.