Маяковский вошел в историю русской культуры как выдающийся поэт и художник, новатор стихотворной и плакатной формы. Наследие Маяковского-художника велико и многообразно: рисунки, наброски, зарисовки, этюды маслом; лубки, плакаты, афиши, иллюстрации, рисунки для журналов, книжные обложки; реклама, конфетные обертки; эскизы декораций и костюмов. Уже в предреволюционное время, в период увлечения футуризмом и кубизмом, Маяковский обращается к традициям народного искусства. Во время Первой мировой войны он рисует сатирические листки для издательства «Сегодняшний лубок», в 1917 году - для издательства «Парус». «Революцию принял сразу», - писал он в своей автобиографии, - и отдал свой талант пропаганде ее идей.
Главным детищем Маяковского в 1919 - 1921 годах стали «Окна РОСТА» (Главполитпросвета), названные им «историей трехлетней борьбы, написанной „пятнами красок и звоном лозунгов“». В сатирических плакатах нашли отражение все актуальные вопросы времени от военных действий на фронтах до сбора ягод. В художественной форме «Окон» преобразованы традиции сатирического лубка, политической графики, кинематографа, выкована структурно-образная система, в основе которой - многокадровое развитие сюжета и образ-символ, как особый вид художественной типизации.
Композиционные принципы «Окон» многообразны, изобразительный рассказ нередко прерывают красноречивые «паузы» в виде вопросительных и восклицательных знаков, фрагментов фигур, предметов (красные рука, винтовка или сапог). С их помощью, как и в поэзии, задается сложный ритм восприятия. В символических образах - положительных и отрицательных, - заострены не индивидуальные, как в лубке, а социальные черты. Социальной характеристике персонажей подчинен цвет и графика. Рабочий, крестьянин, солдат изображаются в виде красных силуэтов, в их обрисовке преобладают линии динамичные, резкие, угловатые; для внешних и внутренних врагов предназначена коричневая, зеленая, синяя краска, а контуры их фигур часто округлены. Персонажи переходят из «Окна» в «Окно», становятся привычными, узнаваемыми, сатирический дар позволяет Маяковскому комически обыгрывать ситуации, в которых действуют враги и друзья. Художник часто переводит в изобразительную форму литературные тропы, использует систему надписей, персонифицирующих «неизображаемые» понятия («голод», «коммуна»). Многие образы «Окон» вошли в символику революционного искусства (кузнец у наковальни). Неотделимой частью плакатного образа «Окон» является текст - острые и афористические стихотворные строки Маяковского.
Новаторская образная система «Окон», - лаконизм языка, принципы символического обобщения, единство изображения и слова оказали огромное влияние на развитие советского плаката. Опыт работы в «Окнах» пригодился Маяковскому в работе над рекламой. В условиях нэпа пропаганда продукции советского производства приобретала характер политической задачи, Маяковский призывает «думать о рекламе» и активно включается в «экономическую агитацию». Его первые рекламные рисунки для газет и журналов выполнены в стиле «Окон». После объединения с А. Родченко («Реклам-конструкторы Маяковский-Родченко») стиль афиш, плакатов, световой рекламы, рекламы для витрин, вывесок, упаковок, оберток определяет эстетика конструктивизма - ведущая роль текста и элементов наборной кассы (плашек, стрелок, восклицательных знаков), схематическое изображение предметов, использование фотографии, принцип коллажа в компоновке отдельных снимков. Маяковский в основном работал над текстами, но часто рукопись «для ясности» снабжал рисунком. Яркие стихи Маяковского становились крылатыми фразами. «Нигде кроме, как в Моссельпроме», - эти и подобные им строки Маяковский считал «поэзией самой высокой пробы». «Вся Москва украсилась нашей продукцией», - вспоминал Родченко. В преобразовании среды художники видели средство переустройства мира и внедрение новой культуры в жизнь трудящихся. Их деятельность была отмечена серебряными медалями по разделу «Искусство оформления улиц» на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже в 1925 году.
Дарование Маяковского было многогранным: наряду с напряженной поэтической деятельностью он участвовал в постановке собственных пьес («Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня») - был и режиссером, и художником - автором эскизов декораций и костюмов, и даже актером; исполнял роли в некоторых фильмах, поставленных по его же сценариям («Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган», «Закованная фильмой»); иллюстрировал книги. Он был лидером ассоциации ЛЕФ (Левый фронт искусств), объединившей ведущих мастеров русского авангарда, выступал как теоретик производственного искусства и конструктивизма, в 1918 году возглавлял отдел ИЗО Наркомпроса. Каждая область его художественной, поэтической, теоретической и организаторской деятельности была принципиально значима для становления культуры советского государства, и среди ее деятелей Маяковскому принадлежит одно из ведущих и почетных мест.
Главным детищем Маяковского в 1919 - 1921 годах стали «Окна РОСТА» (Главполитпросвета), названные им «историей трехлетней борьбы, написанной „пятнами красок и звоном лозунгов“». В сатирических плакатах нашли отражение все актуальные вопросы времени от военных действий на фронтах до сбора ягод. В художественной форме «Окон» преобразованы традиции сатирического лубка, политической графики, кинематографа, выкована структурно-образная система, в основе которой - многокадровое развитие сюжета и образ-символ, как особый вид художественной типизации.
Композиционные принципы «Окон» многообразны, изобразительный рассказ нередко прерывают красноречивые «паузы» в виде вопросительных и восклицательных знаков, фрагментов фигур, предметов (красные рука, винтовка или сапог). С их помощью, как и в поэзии, задается сложный ритм восприятия. В символических образах - положительных и отрицательных, - заострены не индивидуальные, как в лубке, а социальные черты. Социальной характеристике персонажей подчинен цвет и графика. Рабочий, крестьянин, солдат изображаются в виде красных силуэтов, в их обрисовке преобладают линии динамичные, резкие, угловатые; для внешних и внутренних врагов предназначена коричневая, зеленая, синяя краска, а контуры их фигур часто округлены. Персонажи переходят из «Окна» в «Окно», становятся привычными, узнаваемыми, сатирический дар позволяет Маяковскому комически обыгрывать ситуации, в которых действуют враги и друзья. Художник часто переводит в изобразительную форму литературные тропы, использует систему надписей, персонифицирующих «неизображаемые» понятия («голод», «коммуна»). Многие образы «Окон» вошли в символику революционного искусства (кузнец у наковальни). Неотделимой частью плакатного образа «Окон» является текст - острые и афористические стихотворные строки Маяковского.
Новаторская образная система «Окон», - лаконизм языка, принципы символического обобщения, единство изображения и слова оказали огромное влияние на развитие советского плаката. Опыт работы в «Окнах» пригодился Маяковскому в работе над рекламой. В условиях нэпа пропаганда продукции советского производства приобретала характер политической задачи, Маяковский призывает «думать о рекламе» и активно включается в «экономическую агитацию». Его первые рекламные рисунки для газет и журналов выполнены в стиле «Окон». После объединения с А. Родченко («Реклам-конструкторы Маяковский-Родченко») стиль афиш, плакатов, световой рекламы, рекламы для витрин, вывесок, упаковок, оберток определяет эстетика конструктивизма - ведущая роль текста и элементов наборной кассы (плашек, стрелок, восклицательных знаков), схематическое изображение предметов, использование фотографии, принцип коллажа в компоновке отдельных снимков. Маяковский в основном работал над текстами, но часто рукопись «для ясности» снабжал рисунком. Яркие стихи Маяковского становились крылатыми фразами. «Нигде кроме, как в Моссельпроме», - эти и подобные им строки Маяковский считал «поэзией самой высокой пробы». «Вся Москва украсилась нашей продукцией», - вспоминал Родченко. В преобразовании среды художники видели средство переустройства мира и внедрение новой культуры в жизнь трудящихся. Их деятельность была отмечена серебряными медалями по разделу «Искусство оформления улиц» на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже в 1925 году.
Дарование Маяковского было многогранным: наряду с напряженной поэтической деятельностью он участвовал в постановке собственных пьес («Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня») - был и режиссером, и художником - автором эскизов декораций и костюмов, и даже актером; исполнял роли в некоторых фильмах, поставленных по его же сценариям («Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган», «Закованная фильмой»); иллюстрировал книги. Он был лидером ассоциации ЛЕФ (Левый фронт искусств), объединившей ведущих мастеров русского авангарда, выступал как теоретик производственного искусства и конструктивизма, в 1918 году возглавлял отдел ИЗО Наркомпроса. Каждая область его художественной, поэтической, теоретической и организаторской деятельности была принципиально значима для становления культуры советского государства, и среди ее деятелей Маяковскому принадлежит одно из ведущих и почетных мест.