Н. Кочергин принадлежит к поколению мастеров, начало художественной деятельности которых совпало с революцией. Выпускник Строгановского училища идет добровольцем в Красную Армию. В 1918 году он создает свои первые агитационные плакаты. Это были оригинальные нетиражные композиции, выполненные на бумаге или фанере клеевыми красками в единственном экземпляре - прообраз знаменитых «Окон РОСТА». Во время Гражданской войны Кочергину приходилось выполнять разнообразную художественно-агитационную работу: в 1919 году он участвовал в праздничном оформлении Киева и Харькова, в организации «Окон РОСТА» в Харькове и Одессе, в 1920-м - расписывал агитпоезд имени В.И. Ленина, в 1921-м руководил Кавказским отделением РОСТА, создавал плакатные изображения на скалах Военно-Грузинской дороги. На Украине Кочергин возглавлял художественные мастерские, в Москве - вел агитацию за Всевобуч в Реввоенсовете Республики. В его мировоззрении и творчестве четко проявилась установка на интернационализм, отточенный работой в разных регионах России. Это проявилось в тематике и типаже его произведений, их адресе, сказалось в художественных истоках - русском лубке, украинском народном искусстве, армянской и грузинской миниатюре. В искусстве агитации Кочергин равнялся на Д. Моора, М. Черемныха, В. Дени.
«Влияние Моора я ощущал очень сильно. Я учился у него простоте и ясности четкого контура, умению использовать яркое красочное пятно, но меня привлекала также живописная повествовательность работ Дени, его мастерство шаржа»{Матафонов В. Революционные плакаты Н.М. Кочергина // Искусство. 1975. №6. С.34-38}, - вспоминал художник.
Кочергин проявил себя как мастер и повествовательных «лубочных» композиций, и лаконичных призывных произведений, вошедших в число лучших агитационных листов революционного времени. Это - экспрессивный, призывный плакат «Враг у ворот!!! Все на защиту Петрограда» (1919), созданный на едином дыхании всего за сутки. Это два плакатных отклика на угрозу захвата Донецкого угольного бассейна войсками Врангеля: один - передающий ощущение смертельной опасности («Врангель идет!! К оружию, пролетарии!!»), другой - настроение победы («Очередь за Врангелем!»); это пропагандистское издание Всевобуча «Милиционная армия - армия труда». В этих работах мастер применяет широкий спектр образных средств, - от экспрессии до спокойной монументальности, от гротеска до веселого юмора, от реалистической характерности персонажей до восходящих к народному фольклору символических образов.
В пафосном первомайском плакате Кочергина 1920 года воплощены наиболее характерные особенности революционной художественной публицистики - выразительность образов новых хозяев жизни и вера в светлое будущее. Патетика, героическая возвышенность, традиции народного искусства - таковы особенности стиля художника. «Богатая красочность, пристрастие к ярким цветам и своеобразным их сочетаниям сделали Кочергина одним из популярных в свое время художников плаката», - писал В. Полонский.
В 1920 - 1921 годах Кочергин оказался в Закавказье и там создавал плакаты, в которых был претворен не только возросший опыт самого художника, но и опыт агитационного искусства центра, «Окон РОСТА» Москвы и Петербурга, праздничного оформления городов. В республиках, где только что установилась советская власть, этот опыт помогал становлению грузинского и армянского плаката.
После завершения Гражданской войны художник сотрудничал в газетах и журналах, а с конца 20-х годов увлекся книжной графикой. С особой любовью создавал он иллюстрации к сказкам народов мира. Эта работа стала для него основной. В станковой графике, в рисунке его привлекали темы революции и армии. Время от времени художник возвращался к плакату: в годы Второй мировой войны в осажденном Ленинграде принимал участие в выпуске «Боевого карандаша», затем в эвакуации в Киргизии - местных «Окон ТАСС». В качестве выдающегося иллюстратора и одного из основоположников революционного плаката Н. Кочергин вошел в историю советского искусства.
«Влияние Моора я ощущал очень сильно. Я учился у него простоте и ясности четкого контура, умению использовать яркое красочное пятно, но меня привлекала также живописная повествовательность работ Дени, его мастерство шаржа»{Матафонов В. Революционные плакаты Н.М. Кочергина // Искусство. 1975. №6. С.34-38}, - вспоминал художник.
Кочергин проявил себя как мастер и повествовательных «лубочных» композиций, и лаконичных призывных произведений, вошедших в число лучших агитационных листов революционного времени. Это - экспрессивный, призывный плакат «Враг у ворот!!! Все на защиту Петрограда» (1919), созданный на едином дыхании всего за сутки. Это два плакатных отклика на угрозу захвата Донецкого угольного бассейна войсками Врангеля: один - передающий ощущение смертельной опасности («Врангель идет!! К оружию, пролетарии!!»), другой - настроение победы («Очередь за Врангелем!»); это пропагандистское издание Всевобуча «Милиционная армия - армия труда». В этих работах мастер применяет широкий спектр образных средств, - от экспрессии до спокойной монументальности, от гротеска до веселого юмора, от реалистической характерности персонажей до восходящих к народному фольклору символических образов.
В пафосном первомайском плакате Кочергина 1920 года воплощены наиболее характерные особенности революционной художественной публицистики - выразительность образов новых хозяев жизни и вера в светлое будущее. Патетика, героическая возвышенность, традиции народного искусства - таковы особенности стиля художника. «Богатая красочность, пристрастие к ярким цветам и своеобразным их сочетаниям сделали Кочергина одним из популярных в свое время художников плаката», - писал В. Полонский.
В 1920 - 1921 годах Кочергин оказался в Закавказье и там создавал плакаты, в которых был претворен не только возросший опыт самого художника, но и опыт агитационного искусства центра, «Окон РОСТА» Москвы и Петербурга, праздничного оформления городов. В республиках, где только что установилась советская власть, этот опыт помогал становлению грузинского и армянского плаката.
После завершения Гражданской войны художник сотрудничал в газетах и журналах, а с конца 20-х годов увлекся книжной графикой. С особой любовью создавал он иллюстрации к сказкам народов мира. Эта работа стала для него основной. В станковой графике, в рисунке его привлекали темы революции и армии. Время от времени художник возвращался к плакату: в годы Второй мировой войны в осажденном Ленинграде принимал участие в выпуске «Боевого карандаша», затем в эвакуации в Киргизии - местных «Окон ТАСС». В качестве выдающегося иллюстратора и одного из основоположников революционного плаката Н. Кочергин вошел в историю советского искусства.