А. Родченко - одна из знаковых фигур советской культуры. Он принадлежал к числу ее зачинателей и принимал активное участие в ее формировании. Художник многогранного таланта был первопроходцем на новых путях революционного искусства, оставляя вехи, служившие ориентиром его современникам и мастерам последующих поколений. Недаром его имени часто сопутствует эпитет «первый» или «один из первых».
Виднейший представитель конструктивизма, один из основоположников школы художественного конструирования, Родченко принимал непосредственное участие в проектировании нового предметного мира человека: тканей, одежды, праздничного украшения города. Его проект комплексного оборудования Рабочего клуба был отмечен серебряной медалью на Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Париже (1925). Он создавал архитектурные проекты, выступал как театральный художник, делал декорации для фильмов, прославился как выдающийся мастер фотографии.
Родченко принадлежит ведущая роль в создании конструктивистской книги. В течение 20-х годов он готовит обложки для журналов - «Кино-фот», «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», - и для книг В. Маяковского, М. Шагинян, Н. Асеева и других. Руководствуясь принципом функциональной и технологической целесообразности издания, заменяет орнаментику и декоративные мотивы элементами наборной кассы, изобретательно использует шрифт, заполняя строками пространство листа, располагая линии строк по горизонтали и вертикали, вытягивая буквы по всей обложке, используя одну из них на два-три слова. Единственным изобразительным элементом, который он признавал, была фотография.
Родченко принадлежит заслуга открытия фотомонтажа как важнейшего элемента конструктивистского полиграфического искусства. «Под понятием фотомонтаж, - писал мастер - подразумевают использование фотоснимков в качестве изобразительного материала. Комбинацию фотографий вместо комбинации и композиции художественных элементов... Точность и документальность дают такую силу впечатления, какое для живописи и графики недопустимо. Плакат с фотографиями действует сильнее, чем плакат с рисунком на ту же тему»{Цит. По: Волков-Ланнит Л. Ф. Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит. М., 1968. С. 55}. Классическим произведением конструктивизма стали иллюстрации-фотомонтажи к поэме В. Маяковского «Про это» (1923). Родченко удалось найти образы, соответствующие стилевой системе В. Маяковского, точно передать особенности его поэтической речи - гиперболу, сатиру, лирику, связав воедино литературный текст и иллюстрации.
В. Маяковскому принадлежит утверждение, что именно «Родченко создал стиль новых книжных обложек»{Маяковский В.В. Полное собрание сочинений. Т. 12. М., 1959. С. 332}.
В 1923 - 1925 годах Родченко и Маяковский объединяются в своеобразное художественное товарищество «реклам-конструкторов» для выполнения заказов государственных предприятий на рекламу новых советских товаров. «Вся Москва украсилась нашей продукцией... Вывески Моссельпрома... Все киоски наши..Вывески Госиздата - „Черное, красное, золотое“... Резинотрест. ГУМ. „Огонек“. Чаеуправление. Было сделано до 50 плакатов, до сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналах и газетах. Об одной этой работе, продолжавшейся несколько лет, можно написать отдельную книжку...», - вспоминал А. Родченко{Родченко А. М. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма / Сост. В.А. Родченко. М., 1982. С. 67}.
«Минимум затрат, максимум целесообразности», - этот принцип оформления книги был положен в основу работы над плакатом. Художественное решение книжной обложки и рекламы очень близко: плакаты отличают лаконизм художественных средств, конструктивная ясность композиций, характер цветового решения, быть может, более яркого.
Стиль, созданный Родченко, стал стилем времени, ему следовали многие его коллеги - В. Степанова, А. Лавинский, А. Левин и другие художники-производственники. Как отметил историк искусства В. Ляхов, найденный этими мастерами язык торговой рекламы «был рассчитан на разговор со зрителем, на сочетание с крупными архитектурными комплексами и отдельными постройками. Язык этот был органически близок к новому типографскому искусству, был в стилевом единстве с праздничными украшениями площадей, с фасоном одежды, с конструктивно-функциональным решением новой мебели, посуды, тканей»{Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат. 1917 - 1932. М., 1972. С.9}.
Выступал А. Родченко и как киноплакатист, пропагандист выдающихся кинопроизведений своего времени - «Киноглаза» Дзиги Вертова, «Броненосца „Потемкина“» С. Эйзенштейна. Реклама фильма «Шестая часть мира» остается образцом оригинального фотомонтажного приема, построенного на игре плоскостей и символике цвета.
В 30-х - 50-х годах художник в основном занимается фотографией, работает над оформлением книг, альбомов, журналов. К плакату не возвращается, если не считать краткого периода в 1941 году. Но его плакатное наследие 20-х годов вошло в золотой фонд советского изобразительного искусства.
Виднейший представитель конструктивизма, один из основоположников школы художественного конструирования, Родченко принимал непосредственное участие в проектировании нового предметного мира человека: тканей, одежды, праздничного украшения города. Его проект комплексного оборудования Рабочего клуба был отмечен серебряной медалью на Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Париже (1925). Он создавал архитектурные проекты, выступал как театральный художник, делал декорации для фильмов, прославился как выдающийся мастер фотографии.
Родченко принадлежит ведущая роль в создании конструктивистской книги. В течение 20-х годов он готовит обложки для журналов - «Кино-фот», «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», - и для книг В. Маяковского, М. Шагинян, Н. Асеева и других. Руководствуясь принципом функциональной и технологической целесообразности издания, заменяет орнаментику и декоративные мотивы элементами наборной кассы, изобретательно использует шрифт, заполняя строками пространство листа, располагая линии строк по горизонтали и вертикали, вытягивая буквы по всей обложке, используя одну из них на два-три слова. Единственным изобразительным элементом, который он признавал, была фотография.
Родченко принадлежит заслуга открытия фотомонтажа как важнейшего элемента конструктивистского полиграфического искусства. «Под понятием фотомонтаж, - писал мастер - подразумевают использование фотоснимков в качестве изобразительного материала. Комбинацию фотографий вместо комбинации и композиции художественных элементов... Точность и документальность дают такую силу впечатления, какое для живописи и графики недопустимо. Плакат с фотографиями действует сильнее, чем плакат с рисунком на ту же тему»{Цит. По: Волков-Ланнит Л. Ф. Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит. М., 1968. С. 55}. Классическим произведением конструктивизма стали иллюстрации-фотомонтажи к поэме В. Маяковского «Про это» (1923). Родченко удалось найти образы, соответствующие стилевой системе В. Маяковского, точно передать особенности его поэтической речи - гиперболу, сатиру, лирику, связав воедино литературный текст и иллюстрации.
В. Маяковскому принадлежит утверждение, что именно «Родченко создал стиль новых книжных обложек»{Маяковский В.В. Полное собрание сочинений. Т. 12. М., 1959. С. 332}.
В 1923 - 1925 годах Родченко и Маяковский объединяются в своеобразное художественное товарищество «реклам-конструкторов» для выполнения заказов государственных предприятий на рекламу новых советских товаров. «Вся Москва украсилась нашей продукцией... Вывески Моссельпрома... Все киоски наши..Вывески Госиздата - „Черное, красное, золотое“... Резинотрест. ГУМ. „Огонек“. Чаеуправление. Было сделано до 50 плакатов, до сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналах и газетах. Об одной этой работе, продолжавшейся несколько лет, можно написать отдельную книжку...», - вспоминал А. Родченко{Родченко А. М. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма / Сост. В.А. Родченко. М., 1982. С. 67}.
«Минимум затрат, максимум целесообразности», - этот принцип оформления книги был положен в основу работы над плакатом. Художественное решение книжной обложки и рекламы очень близко: плакаты отличают лаконизм художественных средств, конструктивная ясность композиций, характер цветового решения, быть может, более яркого.
Стиль, созданный Родченко, стал стилем времени, ему следовали многие его коллеги - В. Степанова, А. Лавинский, А. Левин и другие художники-производственники. Как отметил историк искусства В. Ляхов, найденный этими мастерами язык торговой рекламы «был рассчитан на разговор со зрителем, на сочетание с крупными архитектурными комплексами и отдельными постройками. Язык этот был органически близок к новому типографскому искусству, был в стилевом единстве с праздничными украшениями площадей, с фасоном одежды, с конструктивно-функциональным решением новой мебели, посуды, тканей»{Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат. 1917 - 1932. М., 1972. С.9}.
Выступал А. Родченко и как киноплакатист, пропагандист выдающихся кинопроизведений своего времени - «Киноглаза» Дзиги Вертова, «Броненосца „Потемкина“» С. Эйзенштейна. Реклама фильма «Шестая часть мира» остается образцом оригинального фотомонтажного приема, построенного на игре плоскостей и символике цвета.
В 30-х - 50-х годах художник в основном занимается фотографией, работает над оформлением книг, альбомов, журналов. К плакату не возвращается, если не считать краткого периода в 1941 году. Но его плакатное наследие 20-х годов вошло в золотой фонд советского изобразительного искусства.