Олег Савостюк и Борис Успенский, сделав свой первый совместный плакат в стенах Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, выступали единым творческим коллективом на протяжении трех десятилетий. Они начали работать в плакате в первую половину 50-х годов, когда это искусство, боевое и действенное в недавние военные годы, переживало трудности освоения задач мирного времени. Обеднение образности, скованность канонами социалистического реализма повлекли за собой спад агитационной активности плаката. Но приближалась пора политической «оттепели», новые идеи витали в воздухе общественной и художественной жизни. Савостюк и Успенский вошли в историю отечественного искусства как плакатисты, чье искусство наиболее ярко выразило и готовящиеся, и свершившиеся перемены. В этом помогла им прекрасная школа М. Черемныха, который передал своим ученикам эстафету традиций боевого революционного искусства, и возведенный в степень талант.
Уже в ранних произведениях 50-х годов художники стремятся преодолеть шаблонный стереотип плакатного «героя». Они находят новый типаж, жизненный, способный к активному общению со зрителем, успешно обновляют графический язык. Политическая и художественная атмосфера «оттепели» конца 50-х - начала 60-х годов способствовала разносторонней творческой деятельности молодых мастеров: они занимались рекламой и агитплакатом, прикладной и станковой графикой, живописью. Пристальное внимание молодых людей привлекают проблемы пластики, обогащения художественной формы плаката элементами других видов искусств - от древнерусского до современного. Они открывают для себя новый плакатный жанр - монументальную графику. В приемах монументализации и поэтизации мастера ориентируются на художественную систему лубка, иконы, народного искусства. Отсюда - торжественная звучность языка, гиперболизация героев, мажорность цвета, динамика форм. Принципы монументальной графики они будут утверждать на протяжении всего своего совместного творчества.
Среди разнообразных тем, которые пришлось решать плакатистам, две занимали в их творчестве особое место. Одна - ленинская тема. Она проходит через все их творчество, но наиболее значимые плакаты были подготовлены ими к столетию со дня рождения Ленина (1970). В пяти произведениях, отмеченных многими образными и пластическими находками, образ Ленина получил разностороннее решение - от почти документального до символического.
Вторая тема - героико-мемориальная, связана с событиями Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Оригиналы нескольких работ на тему Отечественной войны были подготовлены для Мастерской агитплаката и тиражированы в большом формате способом трафарета и шелкографии. Монументально-графический цикл «Путь к победе», наоборот, издан в виде альбома. Восемь листов цикла, посвященных отдельным эпизодам войны (оборона Москвы, Бреста, Севастополя, Одессы, прорыв блокады Ленинграда) объединяет образ звезды: символ Советской армии, образует конструктивную основу композиции каждого листа.
Важнейшая область творчества Савостюка и Успенского - театральная реклама: они являются создателями фирменного стиля рекламы балетных спектаклей Большого театра.
Плакат не является единственной областью творчества художников. Каждый из них выступает как живописец и график, причем Савостюк предпочитает живопись, Успенский - графику. Интерес к индивидуальному творчеству в середине 80-х оказался более притягательным, чем совместная работа над плакатами. Дуэт распался, и к плакату время от времени обращается только Савостюк. С 1962 оба мастера ведут кафедры в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.
Уже в ранних произведениях 50-х годов художники стремятся преодолеть шаблонный стереотип плакатного «героя». Они находят новый типаж, жизненный, способный к активному общению со зрителем, успешно обновляют графический язык. Политическая и художественная атмосфера «оттепели» конца 50-х - начала 60-х годов способствовала разносторонней творческой деятельности молодых мастеров: они занимались рекламой и агитплакатом, прикладной и станковой графикой, живописью. Пристальное внимание молодых людей привлекают проблемы пластики, обогащения художественной формы плаката элементами других видов искусств - от древнерусского до современного. Они открывают для себя новый плакатный жанр - монументальную графику. В приемах монументализации и поэтизации мастера ориентируются на художественную систему лубка, иконы, народного искусства. Отсюда - торжественная звучность языка, гиперболизация героев, мажорность цвета, динамика форм. Принципы монументальной графики они будут утверждать на протяжении всего своего совместного творчества.
Среди разнообразных тем, которые пришлось решать плакатистам, две занимали в их творчестве особое место. Одна - ленинская тема. Она проходит через все их творчество, но наиболее значимые плакаты были подготовлены ими к столетию со дня рождения Ленина (1970). В пяти произведениях, отмеченных многими образными и пластическими находками, образ Ленина получил разностороннее решение - от почти документального до символического.
Вторая тема - героико-мемориальная, связана с событиями Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Оригиналы нескольких работ на тему Отечественной войны были подготовлены для Мастерской агитплаката и тиражированы в большом формате способом трафарета и шелкографии. Монументально-графический цикл «Путь к победе», наоборот, издан в виде альбома. Восемь листов цикла, посвященных отдельным эпизодам войны (оборона Москвы, Бреста, Севастополя, Одессы, прорыв блокады Ленинграда) объединяет образ звезды: символ Советской армии, образует конструктивную основу композиции каждого листа.
Важнейшая область творчества Савостюка и Успенского - театральная реклама: они являются создателями фирменного стиля рекламы балетных спектаклей Большого театра.
Плакат не является единственной областью творчества художников. Каждый из них выступает как живописец и график, причем Савостюк предпочитает живопись, Успенский - графику. Интерес к индивидуальному творчеству в середине 80-х оказался более притягательным, чем совместная работа над плакатами. Дуэт распался, и к плакату время от времени обращается только Савостюк. С 1962 оба мастера ведут кафедры в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.