Коммунистическая партия (тогда - Российская социал-демократическая рабочая партия - РСДРП) впервые заявила о себе в плакате в 1917 году в ходе предвыборной агитации в Учредительное собрание. Рабочий и солдат (то есть крестьянин) под красным знаменем демонстрировали свое единение, символически представляя РСДРП как партию, выражающую интересы трудящихся. Идея и сюжет этого раннего плаката оказались близкими плакатному образу КПСС, который варьировался в соответствии с идеологическими установками времени: в 1920-е годы главной особенностью партии была ее массовость, в 30-е - она стала партией лучших - стахановцев, колхозников, ударников.
После того как Коммунистическая партия овладела всей полнотой политической власти и подчинила себе все государственные и общественные институты, ее образ в агитационном искусстве нередко оказывался равнозначным образу «революция», «СССР»; визуально он представлялся государственной символикой и эмблематикой; олицетворяли партию персонажи мужественные, решительные, волевые, нередко - персонифицированные, например, «товарищ Ленин, очищающий землю от нечисти» (В. Дени) или рабочий, вонзающий древко знамени в земной шар (Г. Клуцис. «СССР - ударная бригада пролетариата всего мира»).
Плакатное искусство не нашло устойчивого визуального символического образа партии. Традиционным стало решение, найденное художниками «Окон РОСТА» - начертание слова (у В. Маяковского и М. Черемныха это «Коминтерн») на знамени в руках рабочего или красноармейца. Комбинации этой сюжетной, образной и композиционной схемы чрезвычайно разнообразны. Старая («ВКП(б)») или новая («КПСС») аббревиатура или слово «партия» образуют самостоятельный шрифтовой визуальный образ, приобретают в композиции самодовлеющую роль. Слово-образ может складываться из стягов, кладки кремлевской стены и т.д. Знамена, украшенные этими словами, находятся в крепких руках представителей «передовой», «наиболее сознательной части рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции СССР». Однако однозначного визуального символа Коммунистической партии так и не было найдено, хотя поиски велись постоянно, и на эту роль претендовали изображения партийного билета, вид Кремля или Кремлевского Дворца съездов. В известной мере партию символизировали ее вожди, и прежде всего Ленин (в 20-е годы) и Сталин (с начала 30-х годов). Ленин и в 30-е годы продолжал присутствовать на плакатах, но чаще - в виде барельефа, памятника или изображения на знамени - в качестве визуального фона для Сталина.
Отсутствие визуального символического изображения партии придавало особое значение лозунгам и текстам, чаще всего - цитатам и высказываниям вождей или лозунгам декларативного характера: «Партия - наш рулевой»; «Слава партии Ленина-Сталина!»; «Вперед к коммунизму!» (вариант «Вперед к победе коммунизма!»); «Планы партии - планы народа». Констатируя и прославляя в лозунгах историческую миссию партии, плакат, тем не менее, не часто обращался к сюжетам, связанным с ее историей и конкретными делами (М. Соловьев. «КПСС»).
Особая тема - партия и народ. «Народ» часто выполняет роль «отраженного» образа КПСС, подчеркивая ее авангардную, руководящую роль, демонстрируя готовность выполнить планы и предначертания «передового отряда».
После разоблачения культа Сталина агитационное искусство стремилось поднять пошатнувшийся престиж КПСС эмоциональными образами и выразительными героями. Своеобразной эмблемой своего времени стала работа В. Сурьянинова «Политику партии одобряем!» (1962). В 70-е годы, в пору брежневского застоя, символический образ партии создает Н. Бабин в плакате «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи», многократно переиздававшемся почти ежегодно вплоть до перестройки.
В агитационном искусстве начального периода перестройки КПСС представлялась главной силой общественного движения, партией революции и демократических преобразований. После 1991 года ее деятельность, как и деятельность ее лидеров, получила резко отрицательную оценку.
После того как Коммунистическая партия овладела всей полнотой политической власти и подчинила себе все государственные и общественные институты, ее образ в агитационном искусстве нередко оказывался равнозначным образу «революция», «СССР»; визуально он представлялся государственной символикой и эмблематикой; олицетворяли партию персонажи мужественные, решительные, волевые, нередко - персонифицированные, например, «товарищ Ленин, очищающий землю от нечисти» (В. Дени) или рабочий, вонзающий древко знамени в земной шар (Г. Клуцис. «СССР - ударная бригада пролетариата всего мира»).
Плакатное искусство не нашло устойчивого визуального символического образа партии. Традиционным стало решение, найденное художниками «Окон РОСТА» - начертание слова (у В. Маяковского и М. Черемныха это «Коминтерн») на знамени в руках рабочего или красноармейца. Комбинации этой сюжетной, образной и композиционной схемы чрезвычайно разнообразны. Старая («ВКП(б)») или новая («КПСС») аббревиатура или слово «партия» образуют самостоятельный шрифтовой визуальный образ, приобретают в композиции самодовлеющую роль. Слово-образ может складываться из стягов, кладки кремлевской стены и т.д. Знамена, украшенные этими словами, находятся в крепких руках представителей «передовой», «наиболее сознательной части рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции СССР». Однако однозначного визуального символа Коммунистической партии так и не было найдено, хотя поиски велись постоянно, и на эту роль претендовали изображения партийного билета, вид Кремля или Кремлевского Дворца съездов. В известной мере партию символизировали ее вожди, и прежде всего Ленин (в 20-е годы) и Сталин (с начала 30-х годов). Ленин и в 30-е годы продолжал присутствовать на плакатах, но чаще - в виде барельефа, памятника или изображения на знамени - в качестве визуального фона для Сталина.
Отсутствие визуального символического изображения партии придавало особое значение лозунгам и текстам, чаще всего - цитатам и высказываниям вождей или лозунгам декларативного характера: «Партия - наш рулевой»; «Слава партии Ленина-Сталина!»; «Вперед к коммунизму!» (вариант «Вперед к победе коммунизма!»); «Планы партии - планы народа». Констатируя и прославляя в лозунгах историческую миссию партии, плакат, тем не менее, не часто обращался к сюжетам, связанным с ее историей и конкретными делами (М. Соловьев. «КПСС»).
Особая тема - партия и народ. «Народ» часто выполняет роль «отраженного» образа КПСС, подчеркивая ее авангардную, руководящую роль, демонстрируя готовность выполнить планы и предначертания «передового отряда».
После разоблачения культа Сталина агитационное искусство стремилось поднять пошатнувшийся престиж КПСС эмоциональными образами и выразительными героями. Своеобразной эмблемой своего времени стала работа В. Сурьянинова «Политику партии одобряем!» (1962). В 70-е годы, в пору брежневского застоя, символический образ партии создает Н. Бабин в плакате «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи», многократно переиздававшемся почти ежегодно вплоть до перестройки.
В агитационном искусстве начального периода перестройки КПСС представлялась главной силой общественного движения, партией революции и демократических преобразований. После 1991 года ее деятельность, как и деятельность ее лидеров, получила резко отрицательную оценку.