Физическое здоровье населения всегда рассматривалось советским правительством как важная составляющая политической, и, прежде всего - военной, силы государства. Уже в 1919 году, в разгар Гражданской войны, состоялся Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке, а в 20-е годы спортивная агитация приобрела почти такой же размах, как кампания борьбы с неграмотностью.
К началу 30-х годов в стране возникают многочисленные спортивные кружки и секции, строятся стадионы и спортплощадки, проходит множество соревнований. Этим событиям были посвящены первые спортивные плакаты, увидевшие свет в конце 20-х - начале 30-х годов. В некоторых из них агитационный призыв сопровождался инструкциями для начинающих физкультурников, что было особенно полезно для жителей отдаленных мест. Но чаще в спортивной теме выделялся еще и политический аспект (П. Ахметьев, Л. Лисицкий. «Центральный парк культуры и отдыха зимой. Всю работу подчиним борьбе за планы третьего решающего и четвертого - последнего года пятилетки»).
В спортивных плакатах 30-х годов, как в капле воды, отражаются важнейшие политические, идеологические и художественные установки времени. Образ спортсмена - это образ активного производственника, строителя социализма, защитника Отечества. Плакат настойчиво пропагандирует военно-прикладной комплекс ГТО («Готов к труду и обороне»), утвержденный в начале 30-х годов. Содержание многих плакатов определяется часто цитируемыми словами Сталина: «Нам надо вырастить новое поколение рабочих, сильных, жизнерадостных, способных поднять могущество советской страны и защитить ее грудью от покушений со стороны врага». Настойчиво звучит призыв быть лучшими в мире, - он будет одним из популярных призывов и в дальнейшем.
И в то же время физическая культура пропагандируется как средство укрепления здоровья, преобразования быта трудящихся, как альтернатива пьянству и другим негативным явлениям жизни.
Спортивная тема дала возможность плакатистам открыть новый аспект образа человека, освободить его от пут «типовой» одежды, раскрепостить, придать облику естественность и непринужденность, воспеть силу и физическое совершенство. Эта новая концепция образа и изображения фигуры, тела, движения, красоты требовали новых пластических приемов. Диапазон выразительных средств плаката расширялся. Работа А. Дейнеки «Работать, строить и не ныть!» задала тон и определила художественный уровень, на который равнялись другие мастера. Спортивный плакат 30-х годов внес немалую лепту в обновление образа человека и не так заметно пострадал от композиционного штампа и пластической невыразительности, свойственной произведениям плакатного искусства конца предвоенного десятилетия.
Плакат Второй мировой войны почти не касался темы спорта, но в многочисленных произведениях послевоенного времени нашли отражение все значительные спортивные события: масштабность союзных спартакиад, победы на международных соревнованиях и Олимпиадах. Значительно расширилась тематика, охватившая все без исключения виды спорта, спортивные игры, деятельность многочисленных спортивных обществ. Дифференцировался зрительский адрес, рождались новые сюжеты, менялись акценты. Плакатисты 40-х - 50-х годов с особой любовью запечатлели спорт, прежде всего туризм, лыжи и коньки, как любимый вид отдыха горожан. Мастера 60-х годов, пропагандируя специальное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, уделяли особое внимание физической культуре на производстве, производственной гимнастке, как необходимому условию укрепления здоровья трудящихся. Положения следующего правительственного постановления о массовости спорта (1981) вызвали агитацию за новые формы работы («Папа, мама, я - спортивная семья», соревнования непрофессионалов и т.п.). Последней значительной вехой в развитии спортивного плаката стал международный конкурс, посвященный Олимпиаде-80, проходившей в Москве. Два мотива были ведущими в многочисленных произведениях советских мастеров: первый - спорт как посол мира, как средство укрепления дружбы между народам; второй - спорт как проявление физической силы человека, как выражение совершенства и гармонического развития личности (Е. Вертоградов. Агитплакат №5570. «Московский фестиваль…»).
С началом перестройки спортивная тема уходит из плаката.
К началу 30-х годов в стране возникают многочисленные спортивные кружки и секции, строятся стадионы и спортплощадки, проходит множество соревнований. Этим событиям были посвящены первые спортивные плакаты, увидевшие свет в конце 20-х - начале 30-х годов. В некоторых из них агитационный призыв сопровождался инструкциями для начинающих физкультурников, что было особенно полезно для жителей отдаленных мест. Но чаще в спортивной теме выделялся еще и политический аспект (П. Ахметьев, Л. Лисицкий. «Центральный парк культуры и отдыха зимой. Всю работу подчиним борьбе за планы третьего решающего и четвертого - последнего года пятилетки»).
В спортивных плакатах 30-х годов, как в капле воды, отражаются важнейшие политические, идеологические и художественные установки времени. Образ спортсмена - это образ активного производственника, строителя социализма, защитника Отечества. Плакат настойчиво пропагандирует военно-прикладной комплекс ГТО («Готов к труду и обороне»), утвержденный в начале 30-х годов. Содержание многих плакатов определяется часто цитируемыми словами Сталина: «Нам надо вырастить новое поколение рабочих, сильных, жизнерадостных, способных поднять могущество советской страны и защитить ее грудью от покушений со стороны врага». Настойчиво звучит призыв быть лучшими в мире, - он будет одним из популярных призывов и в дальнейшем.
И в то же время физическая культура пропагандируется как средство укрепления здоровья, преобразования быта трудящихся, как альтернатива пьянству и другим негативным явлениям жизни.
Спортивная тема дала возможность плакатистам открыть новый аспект образа человека, освободить его от пут «типовой» одежды, раскрепостить, придать облику естественность и непринужденность, воспеть силу и физическое совершенство. Эта новая концепция образа и изображения фигуры, тела, движения, красоты требовали новых пластических приемов. Диапазон выразительных средств плаката расширялся. Работа А. Дейнеки «Работать, строить и не ныть!» задала тон и определила художественный уровень, на который равнялись другие мастера. Спортивный плакат 30-х годов внес немалую лепту в обновление образа человека и не так заметно пострадал от композиционного штампа и пластической невыразительности, свойственной произведениям плакатного искусства конца предвоенного десятилетия.
Плакат Второй мировой войны почти не касался темы спорта, но в многочисленных произведениях послевоенного времени нашли отражение все значительные спортивные события: масштабность союзных спартакиад, победы на международных соревнованиях и Олимпиадах. Значительно расширилась тематика, охватившая все без исключения виды спорта, спортивные игры, деятельность многочисленных спортивных обществ. Дифференцировался зрительский адрес, рождались новые сюжеты, менялись акценты. Плакатисты 40-х - 50-х годов с особой любовью запечатлели спорт, прежде всего туризм, лыжи и коньки, как любимый вид отдыха горожан. Мастера 60-х годов, пропагандируя специальное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, уделяли особое внимание физической культуре на производстве, производственной гимнастке, как необходимому условию укрепления здоровья трудящихся. Положения следующего правительственного постановления о массовости спорта (1981) вызвали агитацию за новые формы работы («Папа, мама, я - спортивная семья», соревнования непрофессионалов и т.п.). Последней значительной вехой в развитии спортивного плаката стал международный конкурс, посвященный Олимпиаде-80, проходившей в Москве. Два мотива были ведущими в многочисленных произведениях советских мастеров: первый - спорт как посол мира, как средство укрепления дружбы между народам; второй - спорт как проявление физической силы человека, как выражение совершенства и гармонического развития личности (Е. Вертоградов. Агитплакат №5570. «Московский фестиваль…»).
С началом перестройки спортивная тема уходит из плаката.