С. Дацкевич - ведущий мастер киноплаката 50-х - 70-х годов; его творчество определило стиль кинорекламы этих лет так же, как работы Стенбергов в 20-е годы.
Живописец по образованию, он пришел в киноплакат в конце 40-х годов, когда это искусство переживало трудные времена стилевой унификации, композиционного шаблона, плохой полиграфии. Рядом работали ветераны - Я. Руклевский, А. Бельский, И. Герасимович, - общение с ними стало школой профессионализма. В середине 50-х он уже признанный плакатист, способный воплотить в плакате эстетику «оттепельного» киноискусства. Его творчество оказывает большое влияние на становление новой эстетики киноплаката. Прежде всего это относится к образу героя: фильмы 50-х годов решают образ человека углубленно, психологически разнообразно, ярко. Дацкевич также стремится преодолеть в плакате образную одноплановость, прибегая к выразительным средствам станкового искусства, например, психологического портрета. Он преображает «плакатный портрет», дискредитировавший себя уже в конце 30-х годов. Первый опыт - образ Вероники в рекламе к известному фильму М. Калатозова «Летят журавли» (1957). От этой ранней работы - через ряд других - путь к лучшему произведению в этом жанре - к фильму «Последний месяц осени» (1966).
Интерес к драматургии портретного образа приводит художника к шагу, который нарушил традицию узнаваемости актера в рекламе: он поступается портретным сходством ради более точного выражения авторской мысли, заостряет черты лица своих героев, обогащает композицию символическими или ассоциативными деталями. Поэтическая иносказательность - отличительная черта портретных образов художника. Дацкевичу оказалась близкой метафоричность «оттепельного» киноискусства, которую он пытался выразить путем обогащения пластического языка плаката.
Художник был новатором в создании символического образа. Первый из них - в плакате к экранизации романа Н. Островского «Как закалялась сталь» («Павел Корчагин»), Дацкевич создал уже в 1956 году, опередив на несколько лет мастеров политического плаката. И здесь он точно следовал за киноискусством, которое наделяло знаковой ценностью предметы среды бытования человека. В отличие от киноплаката 20-х годов, где предмет, деталь прочитывались исключительно как часть монтажной «фразы» плаката, в 50-х - 60-х эти элементы играют роль основы плакатного образа и связующего звена между реалиями фильма и рекламы.
Дацкевич с одинаковым успехом рекламировал кинодрамы, экранизации, кинокомедии. Его творчество отразило процессы, характерные для искусства «оттепели»: художник смещал акценты с «рекламности» на комментирование, с утилитарных задач - на эстетические, он утверждал самоценную художественную значимость киноплаката.
Произведения Дацкевича были адресованы новому зрителю, способному к размышлениям, воспитанному на эстетике «оттепельного» времени. Три десятилетия жизни отдал Дацкевич любимому искусству. В 60-е и в 70-е годы, мастер продолжал воплощать многие замыслы, нереализованные в короткий период «оттепели».
Живописец по образованию, он пришел в киноплакат в конце 40-х годов, когда это искусство переживало трудные времена стилевой унификации, композиционного шаблона, плохой полиграфии. Рядом работали ветераны - Я. Руклевский, А. Бельский, И. Герасимович, - общение с ними стало школой профессионализма. В середине 50-х он уже признанный плакатист, способный воплотить в плакате эстетику «оттепельного» киноискусства. Его творчество оказывает большое влияние на становление новой эстетики киноплаката. Прежде всего это относится к образу героя: фильмы 50-х годов решают образ человека углубленно, психологически разнообразно, ярко. Дацкевич также стремится преодолеть в плакате образную одноплановость, прибегая к выразительным средствам станкового искусства, например, психологического портрета. Он преображает «плакатный портрет», дискредитировавший себя уже в конце 30-х годов. Первый опыт - образ Вероники в рекламе к известному фильму М. Калатозова «Летят журавли» (1957). От этой ранней работы - через ряд других - путь к лучшему произведению в этом жанре - к фильму «Последний месяц осени» (1966).
Интерес к драматургии портретного образа приводит художника к шагу, который нарушил традицию узнаваемости актера в рекламе: он поступается портретным сходством ради более точного выражения авторской мысли, заостряет черты лица своих героев, обогащает композицию символическими или ассоциативными деталями. Поэтическая иносказательность - отличительная черта портретных образов художника. Дацкевичу оказалась близкой метафоричность «оттепельного» киноискусства, которую он пытался выразить путем обогащения пластического языка плаката.
Художник был новатором в создании символического образа. Первый из них - в плакате к экранизации романа Н. Островского «Как закалялась сталь» («Павел Корчагин»), Дацкевич создал уже в 1956 году, опередив на несколько лет мастеров политического плаката. И здесь он точно следовал за киноискусством, которое наделяло знаковой ценностью предметы среды бытования человека. В отличие от киноплаката 20-х годов, где предмет, деталь прочитывались исключительно как часть монтажной «фразы» плаката, в 50-х - 60-х эти элементы играют роль основы плакатного образа и связующего звена между реалиями фильма и рекламы.
Дацкевич с одинаковым успехом рекламировал кинодрамы, экранизации, кинокомедии. Его творчество отразило процессы, характерные для искусства «оттепели»: художник смещал акценты с «рекламности» на комментирование, с утилитарных задач - на эстетические, он утверждал самоценную художественную значимость киноплаката.
Произведения Дацкевича были адресованы новому зрителю, способному к размышлениям, воспитанному на эстетике «оттепельного» времени. Три десятилетия жизни отдал Дацкевич любимому искусству. В 60-е и в 70-е годы, мастер продолжал воплощать многие замыслы, нереализованные в короткий период «оттепели».