Ребенок - один из распространенных и любимых персонажей плаката конца XIX-го - начала XX века. Он часто использовался в коммерческой рекламе и в плакатах социальной тематики, сопровождавших благотворительные акции и сборы пожертвований, и, естественно, образ его был приукрашен и идеализирован. Тем не менее собственно детской темы в плакате до Первой мировой войны не было, если не считать редких произведений, подобных плакату А. Архипова «Помогите несчастным детям», где бездомные маленькие бродяги показаны как адресаты оказания помощи. Собственно «детская» тема возникает в годы Первой мировой войны как тема сирот и беженцев, нуждающихся в поддержке и заботе.
Эта тема оформляется в объемную и самостоятельную только в начале 20-х годов в революционном агитационном искусстве. Развивается она в нескольких направлениях. Многие плакаты, продолжая традицию ранней русской благотворительной афиши, призывают к помощи детям, жертвам войны, социальных потрясений, разрухи, и сопровождают социальные акции - «Неделю ребенка», «Неделю охраны материнства и детства», мероприятия по оказанию помощи беспризорным. Плакаты другого направления демонстрируют заботу государства о детях - об их здоровье, об улучшении условий жизни, устройстве детских яслей, «детских очагов» (А. Соборова. «Неделя охраны материнства»). Наконец, особую группу составляют плакаты, которые показывают детей как новых протагонистов, представителей революционной власти. Даже самые маленькие из них изображены с символическими молотом и серпом - (И. Симаков. «Неделя ребенка»). А о подростках можно сказать лозунгом плаката В. Шестакова: «Дети пролетарской революции рождены для борьбы за мировой Октябрь». Они активно агитируют за грамотность и культуру, участвуют в антирелигиозной пропаганде (Д. Моор. «Я - безбожник»).
Сталинское общество 30-х годов внесло свои коррективы в изображения детей в плакатах. Теперь это уже не просто дети, а чаще всего пионеры и будущие комсомольцы, члены советских молодежных организаций. Образование и службу обществу они воспринимают как долг. Ребенок и подросток 30-х по-прежнему борец. Дети требуют хороших яслей и всеобщего обучения (А. Дейнека. «Мы требуем всеобщего обязательного обучения»). Малыши растут богатырями, чтобы встать в ряды красноармейцев, пионеры, готовясь к будущим войнам, изучают в кружках и лагерях военное дело, увлекаются авиацией (Д. Гринец. «Хочу быть пилотом»). Детской и юношеской теме в плакате свойственна романтическая приподнятость. Детский энтузиазм и безусловная вера в светлое будущее служат мобилизационным целям партии. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» - гласит лозунг плаката П. Караченцова 1937 года. Плакат утверждает, что своей счастливой жизнью молодое поколение обязано «родному Сталину и правительству», и оно застывает в тех же позах поклонения и преданности вождю, как и взрослые (Н. Ватолина. «Спасибо родному Сталину за счастливое детство!»).
Дети в плакате Отечественной войны это, прежде всего, жертвы немецкой агрессии, взывающие о помощи к советскому солдату. Мотив ребенка был психологически очень эффективен, он обращался к эмоциям бойцов - отцов и братьев, умножая их усилия в борьбе с врагом. Но плакат разрабатывал и героический образ ребенка и подростка, который работал на полях и в цехах заводов, расклеивал листовки в тылу врага, воевал в партизанских отрядах. Дети, наряду с женщинами, были первыми, поздравившими солдата с победой в 1945 году.
50-е годы проходили под знаком новых проектов образования и воспитания. Перед молодым поколением открывались широкие перспективы в учебе и в работе. Образы молодых героев пронизаны оптимизмом и ощущением социальной защищенности.
В послевоенное время образ ребенка широко использовался в плакатах на тему борьбы за мир, «холодной войны» и напряженности отношений между Западом и Востоком. В них ребенок изображался и как потенциальная жертва возможной военной агрессии со стороны НАТО и как ревностный защитник мира.
С середины 80-х годов плакат освещает многие негативные стороны жизни советского общества, в том числе те, с которыми дети и молодые люди сталкиваются в школе, на работе и в семье. Тема безрадостного детства связывается с развитием алкоголизма и его тяжкими последствиями для общества и семьи. В 1991 году художник Г. Шлыков в своем плакате поставил риторический вопрос «Легко ли быть молодым?», и одновременно ответил на него в аллегорической форме: по истечении 70 лет Советской власти груз молота и серпа, тяжелое наследие прошлого, должны нести сегодняшние молодые люди.
Наиболее актуальной «детской» темой плакатов последнего десятилетия XX-го века стало выживание молодого поколения, обеспечение ядерной и экологической безопасности для продолжения жизни на земле.
Эта тема оформляется в объемную и самостоятельную только в начале 20-х годов в революционном агитационном искусстве. Развивается она в нескольких направлениях. Многие плакаты, продолжая традицию ранней русской благотворительной афиши, призывают к помощи детям, жертвам войны, социальных потрясений, разрухи, и сопровождают социальные акции - «Неделю ребенка», «Неделю охраны материнства и детства», мероприятия по оказанию помощи беспризорным. Плакаты другого направления демонстрируют заботу государства о детях - об их здоровье, об улучшении условий жизни, устройстве детских яслей, «детских очагов» (А. Соборова. «Неделя охраны материнства»). Наконец, особую группу составляют плакаты, которые показывают детей как новых протагонистов, представителей революционной власти. Даже самые маленькие из них изображены с символическими молотом и серпом - (И. Симаков. «Неделя ребенка»). А о подростках можно сказать лозунгом плаката В. Шестакова: «Дети пролетарской революции рождены для борьбы за мировой Октябрь». Они активно агитируют за грамотность и культуру, участвуют в антирелигиозной пропаганде (Д. Моор. «Я - безбожник»).
Сталинское общество 30-х годов внесло свои коррективы в изображения детей в плакатах. Теперь это уже не просто дети, а чаще всего пионеры и будущие комсомольцы, члены советских молодежных организаций. Образование и службу обществу они воспринимают как долг. Ребенок и подросток 30-х по-прежнему борец. Дети требуют хороших яслей и всеобщего обучения (А. Дейнека. «Мы требуем всеобщего обязательного обучения»). Малыши растут богатырями, чтобы встать в ряды красноармейцев, пионеры, готовясь к будущим войнам, изучают в кружках и лагерях военное дело, увлекаются авиацией (Д. Гринец. «Хочу быть пилотом»). Детской и юношеской теме в плакате свойственна романтическая приподнятость. Детский энтузиазм и безусловная вера в светлое будущее служат мобилизационным целям партии. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» - гласит лозунг плаката П. Караченцова 1937 года. Плакат утверждает, что своей счастливой жизнью молодое поколение обязано «родному Сталину и правительству», и оно застывает в тех же позах поклонения и преданности вождю, как и взрослые (Н. Ватолина. «Спасибо родному Сталину за счастливое детство!»).
Дети в плакате Отечественной войны это, прежде всего, жертвы немецкой агрессии, взывающие о помощи к советскому солдату. Мотив ребенка был психологически очень эффективен, он обращался к эмоциям бойцов - отцов и братьев, умножая их усилия в борьбе с врагом. Но плакат разрабатывал и героический образ ребенка и подростка, который работал на полях и в цехах заводов, расклеивал листовки в тылу врага, воевал в партизанских отрядах. Дети, наряду с женщинами, были первыми, поздравившими солдата с победой в 1945 году.
50-е годы проходили под знаком новых проектов образования и воспитания. Перед молодым поколением открывались широкие перспективы в учебе и в работе. Образы молодых героев пронизаны оптимизмом и ощущением социальной защищенности.
В послевоенное время образ ребенка широко использовался в плакатах на тему борьбы за мир, «холодной войны» и напряженности отношений между Западом и Востоком. В них ребенок изображался и как потенциальная жертва возможной военной агрессии со стороны НАТО и как ревностный защитник мира.
С середины 80-х годов плакат освещает многие негативные стороны жизни советского общества, в том числе те, с которыми дети и молодые люди сталкиваются в школе, на работе и в семье. Тема безрадостного детства связывается с развитием алкоголизма и его тяжкими последствиями для общества и семьи. В 1991 году художник Г. Шлыков в своем плакате поставил риторический вопрос «Легко ли быть молодым?», и одновременно ответил на него в аллегорической форме: по истечении 70 лет Советской власти груз молота и серпа, тяжелое наследие прошлого, должны нести сегодняшние молодые люди.
Наиболее актуальной «детской» темой плакатов последнего десятилетия XX-го века стало выживание молодого поколения, обеспечение ядерной и экологической безопасности для продолжения жизни на земле.