Клаус Вашик, Нина Бабурина
Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века
Дополнительная информация о немецко-российском исследовательском и документационном проекте.
Мотивация
Приступая 19 лет назад к осуществлению этого проекта, авторы намеревались написать развернутую историю российского и советского плакатного искусства за 150 лет.
За эту задачу до тех пор не брался никто, так как слишком сложной и неоднородной казалась предметная область - в «российском и советском плакате» за этот период появилось более 400000 работ, а исследованы были лишь отдельные темы или временные отрезки, и то с определенного идеологического ракурса.
Таким образом, документирование и исследование этого объекта представлялось своего рода вызовом, особенно из-за политического, культурно-исторического и искусствоведческого значения плакатов, которое определило самые главные цели и основные проблемы изучения.
Цели и главные темы
Плакат в Советском Союзе являлся центральным визуальным средством агитации за утопическое коммунистическое общество, и, кроме того, - за создание социалистического государства и его становление в качестве сильной политической и индустриальной мировой державы.
Широкое распространение плаката обусловило его особое значение в сознании различных слоев советского населения.
Он служил инструментом для изменения сознания и поведения и, таким образом, являлся важным показателем социокультурных перемен норм и ценностей, по которому могут быть реконструированы процессы изменений в обществе в целом и в искусстве в частности.
Если дореволюционный плакат и плакат 1920-х годов отличался множеством различных способов выражения, то в 1930-е годы стали преобладать визуальные стандарты социалистического реализма.
В 1990-е годы, во время перестройки, возник новый плакат, критический по отношению к существовавшей действительности.
Будучи составной частью советской культуры и искусства, плакат находился в точке пересечения идеологических и политических намерений и долгосрочных культурно-исторических процессов.
При создании плаката существовало своеобразное поле напряжения между идеологически мотивированным принуждением художника и его собственной творческой динамикой.
Поддержанный в 1998 - 2001 гг. фондом «Тиссен», проект был нацелен на то, чтобы на основе большого объема оригинальных материалов проанализировать центральные аспекты развития русского и советского плаката с конца XIX века до настоящего времени.
В центре внимания авторов находились вопросы о характере, структурах и функциях русского и советского плаката, их взаимозависимости с историко-политическими, идеологическими и другими медийными системами русской и советской культуры.
Реализация проекта
Для решения выше названных задач с 1992 г. авторы: д-р Клаус Вашик (руководитель проекта, Институт русской и советской культуры им. Ю.М. Лотмана Рурского университета, Бохум, Германия) и д-р Нина Ивановна Бабурина (Российская государственная библиотека, Москва) приступили к обширной поисковой работе, в ходе которой был собран пилотный банк данных по русскому плакату (около 300 плакатов).
Параллельно с этим банком данных изобразительных материалов собирались сведения о русских и советских художниках-плакатистах, которые были объединенены затем в единую информационную сеть.
Сотрудничество технически осуществлялось следующим образом: выявленные в Москве и других городах России плакаты были на месте отсняты и изготовлены в виде слайдов, атрибутированы и описаны на русском языке.
Обработка собранных данных была произведена в Институте русской и советской культуры им. Ю.М. Лотмана Рурского университета, что включало сканирование, дальнейшую цифровую обработку и сохранение в банке данных.
Кроме того, вся текстовая информация была переведена на немецкий язык.
За 5 лет с 1996 до 2000 г., благодаря поддержке различных фондов, банк данных был значительно пополнен и в настоящее время включает в себя более 3500 плакатов и почти 1000 большей частью полных биографий художников, в которых описываются не только этапы жизни и творчества, но приводятся сведения о публикациях и выставках этих художников.
Кроме того, к сотрудничеству были привлечены другие партнеры (архивы, художественные союзы, библиотеки и т.д.) - в общей сложности около 30 сотрудников проекта в Германии и России были задействованы в последние 10 лет для поиска и обработки данных.
Особый аспект в этой работе представлял поиск информации о советской плакатной и агитационно-пропагандистской политике, в котором в 1997 - 2001 гг. участвовали бывшие центральные партийные архивы, и который осуществлялся при финансовой поддержке Германского научно-исследовательского общества (DFG).
В этой работе главной являлась реконструкция коммуникации внутри советской системы, включающей государственные и партийные структуры.
Таким образом удалось выявить механизмы управления политическим плакатом во взаимодействии руководящих органов компартии, творческих союзов и издательств.
В результате этого подпроекта был создан отдельный, включающий около 4000 документов, текстовой банк данных, также включенный в общий проект.
Результаты проекта
После этих объемных предварительных работ в 1998 г. К. Вашик и Н. Бабурина приступили к написанию текста иллюстрированной истории русского плаката.
Параллельно с этой монографией авторы разработали концепцию сопровождающего ее DVD-ROM, который, помимо дополнительных изображений, содержит и тексты о русской и советской истории, дидактически обработанные мультимедийные презентации (хронологические и тематические), имеет дифференцированные поисковые и визуальные функции, глоссарий, а также включает в себя интерактивный виртуальный музей русского плакатного искусства.
Благодаря помощи Европейского Союза (его организации INTAS) создание этого DVD-ROM смогло быть осуществлено между 1998 и 2002 гг. с привлечением дополнительных сотрудников и программистов.
Объем DVD-ROM сразу показал, что он является не только приложением к монографии, но и отдельным самостоятельным изданием, углубляющим и одновременно специфицирующим ту информацию, которая содержится в книге.
Организационно этот DVD-ROM, также как и монография, возник в результате российско-немецкого разделения труда: программирование на базе программных средств Macromedia Director и C++ произведено в Москве (Константин Харин), анимация мультимедийных компонентов - в Германии (Дамиан Поромбка, Давид Рифф), их объединение - сделано снова в Москве.
Разработкой общей концепции и сценария занимался Клаус Вашик.
Зимой 2002 - 2003 гг. была закончена работа над немецкой версией DVD-ROM, иллюстрированная монография на немецком языке была завершена весной 2003 г.
Оба издания были впервые представлены на Франкфуртской книжной ярмарке в октябре 2003 г. и поступили в продажу.
Одновременно с октября 2003 г. в Интернете работает собственный плакатный сервер Института им. Ю.М. Лотмана (www.russianposter.ru), предлагающий дополнительные компоненты, такие как, например, раздел «Эпохи и события» - событийную хронологию плакатного искусства в его взаимосвязи с социально-политическим контекстом.
В настоящее время информация на сервере представлена на русском и немецком языках.
Благодаря содействию Министерства экономики и труда земли Северный Рейн - Вестфалия всего за год к декабрю 2004 г. был осуществлен перевод и издание монографии и DVD-ROM на русском языке. Они выпущены издательством «Прогресс-Традиция» и представлены на открытии выставки плаката «Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века» 3 декабря 2004 г. в Государственном центральном музее современной истории России в Москве.
В ближайшее время планируется издание двух отдельных объемных публикаций по советской плакатной политике (монография и сборник документов), а также в стадии подготовки находится энциклопедия ведущих художников-плакатистов России и СССР.
|