В 1927 году Сталин в рамках своей «революции сверху» начал форсированную индустриализацию страны с упором на тяжелую промышленность. Были составлены первые пятилетние планы (1928-1932 и 1933-1937) и от имени государства объявлено о начале социалистического соревнования трудящихся. Это движение было названо именем шахтера Алексея Стаханова (1905-1977), который в 1935 году превысил дневную норму выработки на 1300%.
Пример А. Стаханова, который не только был тщательно спланирован и подготовлен, но и продуманно распропагандирован в различных медиа, должен был служить для развития по всей стране и в различных областях производства движения передовиков, которое, при интенсивной поддержке партии и правительства, получило бы широкое распространение. Принятие на себя обязательств по перевыполнению плана в рамках социалистического соревнования было признаком повышения трудовой дисциплины, а стахановское движение в целом – прогрессивным элементом новой трудовой этики.
В то же время передовики производства - стахановцы были не только новыми героями Советского Союза, которых славили медиа, партия и правительство. De facto они также больше других советских рабочих зарабатывали (до 1300 руб. в месяц, что во много раз превосходило среднюю советскую заработную плату) и пользовались привилегиями в других областях социального обеспечения (жилье, отпуск, здравоохранение). Кроме этого, стахановцы были носителями социального престижа.
Стахановское движение оставило в советском плакате заметный след: с одной стороны, плакат зафиксировал конкретную иконографию стахановцев, с другой - стахановское движение обозначило изменение в персонализации рабочих и изображении промышленной деятельности, как это хорошо заметно в произведениях плакатиста Густава Клуциса.
Своеобразные «иконы» рабочих - Стаханова или других передовиков - стали персонализованными, конкретными и поэтому очень удобными для идентификации с ними визуальными персонажами общества 30-х годов.
Пример А. Стаханова, который не только был тщательно спланирован и подготовлен, но и продуманно распропагандирован в различных медиа, должен был служить для развития по всей стране и в различных областях производства движения передовиков, которое, при интенсивной поддержке партии и правительства, получило бы широкое распространение. Принятие на себя обязательств по перевыполнению плана в рамках социалистического соревнования было признаком повышения трудовой дисциплины, а стахановское движение в целом – прогрессивным элементом новой трудовой этики.
В то же время передовики производства - стахановцы были не только новыми героями Советского Союза, которых славили медиа, партия и правительство. De facto они также больше других советских рабочих зарабатывали (до 1300 руб. в месяц, что во много раз превосходило среднюю советскую заработную плату) и пользовались привилегиями в других областях социального обеспечения (жилье, отпуск, здравоохранение). Кроме этого, стахановцы были носителями социального престижа.
Стахановское движение оставило в советском плакате заметный след: с одной стороны, плакат зафиксировал конкретную иконографию стахановцев, с другой - стахановское движение обозначило изменение в персонализации рабочих и изображении промышленной деятельности, как это хорошо заметно в произведениях плакатиста Густава Клуциса.
Своеобразные «иконы» рабочих - Стаханова или других передовиков - стали персонализованными, конкретными и поэтому очень удобными для идентификации с ними визуальными персонажами общества 30-х годов.