Неорусский стиль является наиболее ранним проявлением модерна а России, его национально-романтическим направлением, продолжившим русский стиль второй половины XIX века. Мастера неорусского стиля, а среди них были Апполинарий и Виктор Васнецовы, Иван Билибин и другие видные русские художники, вдохновлялись национальной идеей, идеей народности и опирались в своем творчестве на традиции русского искусства - архитектуры, декоративно-прикладного искусства, народного творчества, лубка, вывески. Сюжеты и образы своих произведений они искали в фольклоре, в сказках, былинах, песнях, новые формы создавались приемами стилизации.
Неорусский стиль заметно повлиял на развитие плакатного искусства в конце XIX - начале XX веков. Он обогатил иконографию плаката персонажами Древней Руси, живописными фигурами героев, воинов, бояр. Русские типы допетровского времени, исторически связанные с современным обществом, в полном соответствии с концепцией модерна были одновременно актуальными и дистанцированными от современности. Их условность, асоциальность помогала художникам избегать конкретизации в изображении потенциальных покупателей и жертвователей. Мир древней Руси образовывал особый семантический ряд, который активизировал рекламное сообщение, помогал выстраивать ассоциации и метафоры, и с их помощью характеризовать товар или событие. С этими персонажами связывались такие важные, «неизобразимые» свойства товаров, как «традиционность», сила, прочность, распространенность. В социальном и благотворительном плакате подобные персонажи выступали носителями национальной идеи.
Иконографические и пластические характеристики неорусского стиля проявлялись в символике и орнаменте. Символико-иконографическое значение имели древнерусские литеры - шрифт, имитирующий рукописный славянский полуустав. Его художественно-эстетическая роль оказалась столь же важной, как смысловая и информационная (М. Врубель. «Выставка работ 36-и художников»).
В орнаменте неорусского стиля было много от так называемого ропетовского стиля, отличающегося обилием и перегруженностью декора. В нем также широко и разнообразно варьировались мотивы узоров деревянного зодчества, народной резьбы, вышивок, кружева (Неизвестный автор. «Санкт-Петербургское общество страхований»), охотно изображались изделия народного творчества. Синтез изобразительного и декоративного начал, свойственный модерну, в таких работах проявлялся особенно наглядно.
Персонажи - исторические личности и фольклорные герои в качестве выразителей патриотической идеи приобрели особое значение в годы Первой мировой войны. Среди них - Дмитрий Донской, Ермак Тимофеевич, покровитель воинства Георгий Победоносец. Образ России в плакате также впервые был воплощен женским персонажем из иконографии неорусского стиля (С. Виноградов. «Москва русским воинам в плену. 31 окт[ября] - 1 ноября 1915»). Социальную актуальность приобрела и разнообразная символика в виде старинных воинских атрибутов - шлемов, кольчуг, щитов.
После революции неорусский стиль, ассоциирующийся со старой Россией, в своих характерных внешних приметах уходит из плаката. Но в советском агитационном искусстве остается и получает мощное развитие традиция выражения национально-патриотической идеи.
Неорусский стиль заметно повлиял на развитие плакатного искусства в конце XIX - начале XX веков. Он обогатил иконографию плаката персонажами Древней Руси, живописными фигурами героев, воинов, бояр. Русские типы допетровского времени, исторически связанные с современным обществом, в полном соответствии с концепцией модерна были одновременно актуальными и дистанцированными от современности. Их условность, асоциальность помогала художникам избегать конкретизации в изображении потенциальных покупателей и жертвователей. Мир древней Руси образовывал особый семантический ряд, который активизировал рекламное сообщение, помогал выстраивать ассоциации и метафоры, и с их помощью характеризовать товар или событие. С этими персонажами связывались такие важные, «неизобразимые» свойства товаров, как «традиционность», сила, прочность, распространенность. В социальном и благотворительном плакате подобные персонажи выступали носителями национальной идеи.
Иконографические и пластические характеристики неорусского стиля проявлялись в символике и орнаменте. Символико-иконографическое значение имели древнерусские литеры - шрифт, имитирующий рукописный славянский полуустав. Его художественно-эстетическая роль оказалась столь же важной, как смысловая и информационная (М. Врубель. «Выставка работ 36-и художников»).
В орнаменте неорусского стиля было много от так называемого ропетовского стиля, отличающегося обилием и перегруженностью декора. В нем также широко и разнообразно варьировались мотивы узоров деревянного зодчества, народной резьбы, вышивок, кружева (Неизвестный автор. «Санкт-Петербургское общество страхований»), охотно изображались изделия народного творчества. Синтез изобразительного и декоративного начал, свойственный модерну, в таких работах проявлялся особенно наглядно.
Персонажи - исторические личности и фольклорные герои в качестве выразителей патриотической идеи приобрели особое значение в годы Первой мировой войны. Среди них - Дмитрий Донской, Ермак Тимофеевич, покровитель воинства Георгий Победоносец. Образ России в плакате также впервые был воплощен женским персонажем из иконографии неорусского стиля (С. Виноградов. «Москва русским воинам в плену. 31 окт[ября] - 1 ноября 1915»). Социальную актуальность приобрела и разнообразная символика в виде старинных воинских атрибутов - шлемов, кольчуг, щитов.
После революции неорусский стиль, ассоциирующийся со старой Россией, в своих характерных внешних приметах уходит из плаката. Но в советском агитационном искусстве остается и получает мощное развитие традиция выражения национально-патриотической идеи.