Советская власть не сразу взяла в свои руки такое мощное идеологическое оружие как плакат, сила которого была испытана уже в канун революции. Не известны плакаты, выпущенные большевиками во время Октябрьских дней. Не издавались они и еще почти в течение года, если не считать листов лубочного типа, напечатанных в 1918 году издательством ВЦИК.
Однако Гражданская война, «белое движение», иностранная военная интервенция, и сопровождавшие их социальные и экономические катастрофы потребовали консолидации сил для укрепления революционных завоеваний и их защиты от внешнего врага. Плакат начинает активно применяться партией и государством. Его наиболее важная задача - наглядно представить смысл происходящих исторических событий и привлечь на свою сторону как можно большее число колеблющихся. В кратчайшие сроки плакатное искусство создает образ врага, с которым отождествляется старый, дореволюционный мир. С клеймом «контрреволюционер» к позорному столбу пригвождаются империализм и капитализм, представители господствующих классов свергнутого режима и державы - участники интервенции.
Антитетика в визуальном и текстовом высказывании была одним из важнейших приемов, применявшихся как в раннем советском плакате, так и в плакатах последующих десятилетий. Плакатная композиция строится на противопоставлении двух антитетичных ситуаций или образов: «добро - зло», «жизнь - смерть», «успех - неудача», «старое - новое» и т.д. Ее цель - убедить зрителя самого сделать «правильный» (с революционной точки зрения) выбор. Плакат таким образом выражал не только новую, советскую шкалу ценностей и правил жизненной ориентации, но и прочно фиксировал «собственную» позицию, которую связывал исключительно с положительными ценностями; отрицательная позиция отводилась старому, дореволюционному или капиталистическому миру. Так, антитетика служила целям определения идентичности, того, чем человек был, или что он о себе думал.
На фоне Своего, сугубо положительного, все Другое, Чужое должно восприниматься как враждебное, угрожающее и контрреволюционное. Русский философ Николай Бердяев назвал этот перелом сознания и особенность большевистской идеологии «манихейским сознанием». Свое выражение в плакатном искусстве этот феномен находит в композициях, построенных по принципу «или - или». Промежуточные ступени, которые, как правило, и определяют реальные исторические ситуации, устраняются. Тот, кто не соглашается с нашими, большевистскими позициями и ценностными образцами, тот против нас.
Таким образом, антитетика облегчала в советском сознании мышление абсурдно укрупненными категориями - «Мы» в противостоянии к «Другим», «у Нас» - «у Них». Приписанная позже Сталину теория двух лагерей, делившая мир на лагерь сил мира и социализма и, соответственно, империализма и войны, существовала уже в первые послереволюционные годы.
Однако Гражданская война, «белое движение», иностранная военная интервенция, и сопровождавшие их социальные и экономические катастрофы потребовали консолидации сил для укрепления революционных завоеваний и их защиты от внешнего врага. Плакат начинает активно применяться партией и государством. Его наиболее важная задача - наглядно представить смысл происходящих исторических событий и привлечь на свою сторону как можно большее число колеблющихся. В кратчайшие сроки плакатное искусство создает образ врага, с которым отождествляется старый, дореволюционный мир. С клеймом «контрреволюционер» к позорному столбу пригвождаются империализм и капитализм, представители господствующих классов свергнутого режима и державы - участники интервенции.
Антитетика в визуальном и текстовом высказывании была одним из важнейших приемов, применявшихся как в раннем советском плакате, так и в плакатах последующих десятилетий. Плакатная композиция строится на противопоставлении двух антитетичных ситуаций или образов: «добро - зло», «жизнь - смерть», «успех - неудача», «старое - новое» и т.д. Ее цель - убедить зрителя самого сделать «правильный» (с революционной точки зрения) выбор. Плакат таким образом выражал не только новую, советскую шкалу ценностей и правил жизненной ориентации, но и прочно фиксировал «собственную» позицию, которую связывал исключительно с положительными ценностями; отрицательная позиция отводилась старому, дореволюционному или капиталистическому миру. Так, антитетика служила целям определения идентичности, того, чем человек был, или что он о себе думал.
На фоне Своего, сугубо положительного, все Другое, Чужое должно восприниматься как враждебное, угрожающее и контрреволюционное. Русский философ Николай Бердяев назвал этот перелом сознания и особенность большевистской идеологии «манихейским сознанием». Свое выражение в плакатном искусстве этот феномен находит в композициях, построенных по принципу «или - или». Промежуточные ступени, которые, как правило, и определяют реальные исторические ситуации, устраняются. Тот, кто не соглашается с нашими, большевистскими позициями и ценностными образцами, тот против нас.
Таким образом, антитетика облегчала в советском сознании мышление абсурдно укрупненными категориями - «Мы» в противостоянии к «Другим», «у Нас» - «у Них». Приписанная позже Сталину теория двух лагерей, делившая мир на лагерь сил мира и социализма и, соответственно, империализма и войны, существовала уже в первые послереволюционные годы.