Наряду с плакатами, художественный образ которых воплощал одну идею, один призыв, одно сообщение, существовали агитационные произведения, обладающие нарративной структурой и раскрывающие тему в определенной последовательности сюжетов. Нарративный характер изображения был широко распространен в лубке, и - по традиции - в раннем советском плакате. Типичным жанром революционного нарративного плаката стали знаменитые «Окна РОСТА» и Главполитпросвета. Они создавались при участии таких известных художников, как В. Маяковский и В. Лебедев и выходили во время Гражданской войны и в начале 20-х годов. Плакаты показывали развитие события, фазы которого складывались в развернутое сообщение, детально информирующее, поучающее или обучающее зрителя, и таким образом, побуждающее его к определенным действиям. Как правило, это был изобразительный рассказ о победе Добра (то есть Революции) над Злом, об успешном преодолении разного рода трудностей или опасностей. Нарративный плакат - это вариант антитетического плаката, в котором между первым и последним изображениями даны промежуточные варианты; им отводится посредническая функция, роль последовательных ступеней аргументации. Именно эта аргументация обладает непосредственным обучающим или убеждающим действием. Важен не только результат, но и путь к нему, сам способ достижения победы или успеха.
Как правило, аргументация была простой, ситуационно обусловленной, предметной, доступной визуально и к тому же сопровождаемой пояснительным текстом. В нарративных плакатах широко использовались юмор и сатира - смех всегда был средством общения плаката и зрителя, средством его убеждения. Принципы композиционного решения были разнообразными: картинки, часто нумерованные, располагались последовательно, по горизонтали или вертикали, иногда - в несколько рядов. Последовательность развития сюжета всегда была однозначной и по большей части предсказуемой. Эффект новизны достигался оригинальностью рисунка, типизации, выразительностью деталей, а также остротой стихотворных или прозаических текстов.
В годы Гражданской войны художники «белого движения» активно использовали нарративный тип плаката. Обличая революцию и большевиков, они политически «зеркально» использовали сюжеты революционного плаката, таким образом давая непосредственный ответ на плакатную пропаганду советской власти.
В 30-е годы нарративная традиция оживает в «Окнах Изогиза», а во время войны - в «Окнах ТАСС», которые как и «Окна РОСТА» 20 лет тому назад, тиражировались способом трафарета.
В конце 50-х годов с основанием художественного объединения «Агитплакат» под руководством Бориса Ефимова (1956) нарративные плакаты вновь переживают подъем и с успехом используются на протяжении почти 30 лет вплоть до 1991 года, когда деятельность объединения была прекращена. Также до 1991 года продолжалось издание ленинградского «Боевого карандаша», где нарративный принцип решения темы был одним из главных. Общим для всех названных жанров является стремление подготовить зрителя к получению новой информации «постепенно», то есть по сути - способом аргументации. В этом проявляется долговечность и стабильность русских изобразительных традиций на протяжении XX столетия.
Как правило, аргументация была простой, ситуационно обусловленной, предметной, доступной визуально и к тому же сопровождаемой пояснительным текстом. В нарративных плакатах широко использовались юмор и сатира - смех всегда был средством общения плаката и зрителя, средством его убеждения. Принципы композиционного решения были разнообразными: картинки, часто нумерованные, располагались последовательно, по горизонтали или вертикали, иногда - в несколько рядов. Последовательность развития сюжета всегда была однозначной и по большей части предсказуемой. Эффект новизны достигался оригинальностью рисунка, типизации, выразительностью деталей, а также остротой стихотворных или прозаических текстов.
В годы Гражданской войны художники «белого движения» активно использовали нарративный тип плаката. Обличая революцию и большевиков, они политически «зеркально» использовали сюжеты революционного плаката, таким образом давая непосредственный ответ на плакатную пропаганду советской власти.
В 30-е годы нарративная традиция оживает в «Окнах Изогиза», а во время войны - в «Окнах ТАСС», которые как и «Окна РОСТА» 20 лет тому назад, тиражировались способом трафарета.
В конце 50-х годов с основанием художественного объединения «Агитплакат» под руководством Бориса Ефимова (1956) нарративные плакаты вновь переживают подъем и с успехом используются на протяжении почти 30 лет вплоть до 1991 года, когда деятельность объединения была прекращена. Также до 1991 года продолжалось издание ленинградского «Боевого карандаша», где нарративный принцип решения темы был одним из главных. Общим для всех названных жанров является стремление подготовить зрителя к получению новой информации «постепенно», то есть по сути - способом аргументации. В этом проявляется долговечность и стабильность русских изобразительных традиций на протяжении XX столетия.