«Собрать в единый комплекс волю масс, волю, которая переходит из пассивности в явную активность - это главная ударная задача искусства плаката»{Моор Д.С. Из записных книжек // Моор Д.С. Я - большевик / Сост. И авт. Всуп. Ст. Ю. Халаминский. М., 1967. С.16}, - так понимал свою задачу Д. Моор и к этому стремился в своем творчестве. Основоположник и ведущий мастер советского плаката Д. Моор не получил профессионального образования. Совершенствовал мастерство самостоятельно, лишь недолгое время посещая студию художника П. Келина. В дореволюционные годы он сотрудничал в сатирических журналах и газетах, а в 1905 - 1907 годах принял непосредственное участие в московском вооруженном восстании. Октябрь 1917-го встретил с воодушевлением. Расписывал агитпоезда, принимал участие в создании «Окон РОСТА» (ему принадлежит около 50 композиций), но главным делом его жизни стал плакат.
«Я искал новых массовых форм изобразительной речи. Я стремился к тому, чтобы язык художника звучал наравне с речью политического оратора»{Моор Д.С. Из записных книжек // Моор Д.С. Я - большевик / Сост. И авт. Всуп. Ст. Ю. Халаминский. М., 1967. С.16}, - напишет он позднее. Традиций не существовало, языком плаката надо было овладевать. Моор пробует язык аллегории («Смерть мировому империализму!»), мобилизует прежний опыт работы над лубком, используя приемы антитетики, обогащая иносказательные образы новым содержанием и новой символикой.
Но главная его заслуга состоит в создании героического образа, в развитии жанра героического плаката. Плакат «Ты записался добровольцем?» стал символом Гражданской войны, ее пафоса, драматической напряженности, трагизма гражданского противостояния. Реальный герой революции предстал в нем во всей силе и решимости. В создании этого образа художник использовал выразительные средства, которые станут определяющими для стиля революционного плаката: это лаконизм, монументальность, образная и цветовая символика, непосредственность контакта со зрителем, действенность призыва. Моор создал плеяду положительных персонажей, характер которых раскрывался в битвах Гражданской войны и в труде послевоенного времени («1 Мая - всероссийский субботник»).
Защищая революцию, Моор бил ее врагов оружием сатиры. Для них он не жалел черной краски, рисовал их страшными и отвратительными. Истоки его сарказма, гротеска, гиперболы обнаруживаются иногда в народном творчестве («Советская репка»), иногда - в журнальной графике («Врангель еще жив, добей его без пощады»). Язык иносказаний - метафоры, гиперболы, аллегории, особенно красноречив в композициях, где сталкиваются героические и сатирические образы, показывается преимущество первых и не оставляется никаких шансов вторым. Природное чувство юмора, свойственное художнику, дает себя знать в занятности ситуаций и выразительности деталей («Красный подарок белому пану»).
В годы Гражданской войны Моор создал более ста плакатов. Не было ни одной актуальной темы, которая не нашла бы отражения в работах художника. Роль «боевого знаменосца» была отмечена специальным приказом Реввоенсовета республики (1922), объявившим художнику благодарность «за геройскую работу по роду его оружия: карандаша и кисти».
Еще в Гражданскую войну мастер начал сотрудничать в центральных газетах. В мирных условиях эта работа стала для него главной. Но плаката он не оставил. В 1922 году страшный голод в Поволжье заставил его обратиться к согражданам с отчаянным призывом «Помоги». Впечатления от невыразимых страданий голодающих художник выразил в образе изможденного старика и тоненького сломанного колоска. Произведений такой эмоциональной напряженности и силы воздействия не так уж много в истории мирового плакатного искусства.
Важнейшей частью агитационной работы мастера в 20-е годы стала антирелигиозная пропаганда. Один из организаторов и сотрудников журналов «Безбожник» и «Безбожник у станка», Моор рисовал для них обложки, иллюстрации и рекламные плакаты («Я - безбожник»). Против церковников яростно выступал он и в плакатах 30-х годов. Его графический язык остается по прежнему лаконичным и острым, его манеру отличают обобщенные формы, плоскостность, почти силуэтность, заливки цвета, тщательно продуманные, основанные на новых, найденных им приемах наложения красок. Газетные рисунки, «Окна Изогиза», плакаты художника посвящены актуальным проблемам классовой борьбы и борьбы против фашизма («Черные вороны готовят разбойничий набег на СССР»).
В 30-е годы Моор ведет большую общественную работу на посту председателя Объединения работников революционного плаката (ОРРП), принимает участие в организации «Окон Изогиза». Он тяжело переживает художественный спад агитационного искусства во второй половине 30-х годов, ратует за возрождение революционных традиций, выступает со статьями и теоретическими работами о плакате. Мастер увлечен работой над рисунками к поэме В. Маяковского «Хорошо» (иллюстрированием он начал заниматься еще в конце 20-х). Одновременно с напряженной творческой деятельностью ведет интенсивную педагогическую работу сначала во Вхутеине, затем в Московском государственном художественном институте.
Война заставила художника вновь вернуться к своему испытанному оружию - сатире. Оно нисколько не заржавело, - об этом свидетельствует и графический цикл «История Фрица», и плакаты, созданные в Москве и Самарканде. Последнюю большую работу - иллюстрации к народному эпосу «Слову о Полку Игореве» и поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила», Моор завершил незадолго до смерти. Большой художник, по словам А. Дейнеки, «положил целую веху в истории советского плаката, сатиры и иллюстрации».
«Я искал новых массовых форм изобразительной речи. Я стремился к тому, чтобы язык художника звучал наравне с речью политического оратора»{Моор Д.С. Из записных книжек // Моор Д.С. Я - большевик / Сост. И авт. Всуп. Ст. Ю. Халаминский. М., 1967. С.16}, - напишет он позднее. Традиций не существовало, языком плаката надо было овладевать. Моор пробует язык аллегории («Смерть мировому империализму!»), мобилизует прежний опыт работы над лубком, используя приемы антитетики, обогащая иносказательные образы новым содержанием и новой символикой.
Но главная его заслуга состоит в создании героического образа, в развитии жанра героического плаката. Плакат «Ты записался добровольцем?» стал символом Гражданской войны, ее пафоса, драматической напряженности, трагизма гражданского противостояния. Реальный герой революции предстал в нем во всей силе и решимости. В создании этого образа художник использовал выразительные средства, которые станут определяющими для стиля революционного плаката: это лаконизм, монументальность, образная и цветовая символика, непосредственность контакта со зрителем, действенность призыва. Моор создал плеяду положительных персонажей, характер которых раскрывался в битвах Гражданской войны и в труде послевоенного времени («1 Мая - всероссийский субботник»).
Защищая революцию, Моор бил ее врагов оружием сатиры. Для них он не жалел черной краски, рисовал их страшными и отвратительными. Истоки его сарказма, гротеска, гиперболы обнаруживаются иногда в народном творчестве («Советская репка»), иногда - в журнальной графике («Врангель еще жив, добей его без пощады»). Язык иносказаний - метафоры, гиперболы, аллегории, особенно красноречив в композициях, где сталкиваются героические и сатирические образы, показывается преимущество первых и не оставляется никаких шансов вторым. Природное чувство юмора, свойственное художнику, дает себя знать в занятности ситуаций и выразительности деталей («Красный подарок белому пану»).
В годы Гражданской войны Моор создал более ста плакатов. Не было ни одной актуальной темы, которая не нашла бы отражения в работах художника. Роль «боевого знаменосца» была отмечена специальным приказом Реввоенсовета республики (1922), объявившим художнику благодарность «за геройскую работу по роду его оружия: карандаша и кисти».
Еще в Гражданскую войну мастер начал сотрудничать в центральных газетах. В мирных условиях эта работа стала для него главной. Но плаката он не оставил. В 1922 году страшный голод в Поволжье заставил его обратиться к согражданам с отчаянным призывом «Помоги». Впечатления от невыразимых страданий голодающих художник выразил в образе изможденного старика и тоненького сломанного колоска. Произведений такой эмоциональной напряженности и силы воздействия не так уж много в истории мирового плакатного искусства.
Важнейшей частью агитационной работы мастера в 20-е годы стала антирелигиозная пропаганда. Один из организаторов и сотрудников журналов «Безбожник» и «Безбожник у станка», Моор рисовал для них обложки, иллюстрации и рекламные плакаты («Я - безбожник»). Против церковников яростно выступал он и в плакатах 30-х годов. Его графический язык остается по прежнему лаконичным и острым, его манеру отличают обобщенные формы, плоскостность, почти силуэтность, заливки цвета, тщательно продуманные, основанные на новых, найденных им приемах наложения красок. Газетные рисунки, «Окна Изогиза», плакаты художника посвящены актуальным проблемам классовой борьбы и борьбы против фашизма («Черные вороны готовят разбойничий набег на СССР»).
В 30-е годы Моор ведет большую общественную работу на посту председателя Объединения работников революционного плаката (ОРРП), принимает участие в организации «Окон Изогиза». Он тяжело переживает художественный спад агитационного искусства во второй половине 30-х годов, ратует за возрождение революционных традиций, выступает со статьями и теоретическими работами о плакате. Мастер увлечен работой над рисунками к поэме В. Маяковского «Хорошо» (иллюстрированием он начал заниматься еще в конце 20-х). Одновременно с напряженной творческой деятельностью ведет интенсивную педагогическую работу сначала во Вхутеине, затем в Московском государственном художественном институте.
Война заставила художника вновь вернуться к своему испытанному оружию - сатире. Оно нисколько не заржавело, - об этом свидетельствует и графический цикл «История Фрица», и плакаты, созданные в Москве и Самарканде. Последнюю большую работу - иллюстрации к народному эпосу «Слову о Полку Игореве» и поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила», Моор завершил незадолго до смерти. Большой художник, по словам А. Дейнеки, «положил целую веху в истории советского плаката, сатиры и иллюстрации».