Свертывание нэпа к концу 20-х годов, введение продовольственных карточек на хлеб, общее ухудшение социального положения населения, вызванное голодом начала 30-х, - все это не способствовало развитию коммерческого рекламного плаката, и в первой половине предвоенного десятилетия он практически исчезает.
Но внешнеторговая реклама не просто продолжает развиваться, - она переживает взлет и оказывает значительное влияние на другие виды плаката. Ее центром стала специальная рекламная мастерская при Всесоюзной торговой палате. Группа талантливых художников, руководимых С. Игумновым, разрабатывает новые принципы коммерческого плаката, учитывая при этом вкусы зарубежного зрителя и опыт иностранных коллег. Отказываясь от схематизации предмета, свойственной рекламе конструктивизма, от традиционного «обыгрывания» предмета в сюжетной ситуации, мастера развивают традиции русской вывески, стремясь к точному и верному воспроизведению «товара», к выявлению его функциональных и эстетических качеств. Их плакаты отличает безупречность рисунка, декоративность композиций, точность характеристик и богатство ассоциативных связей предмета, благодаря чему изображение простого подшипника напоминает еще и об успехах индустриализации (М. Исиченко. «Technoexport»), а бутылка боржоми и силуэт горца дают представление об экзотичности предмета, о его «кавказском» происхождении (С. Игумнов. «Borzom. Kavkas»).
Внешнеторговая реклама оказала влияние на рекламу внутреннего рынка второй половины десятилетия, к традициям ее будут обращаться последующие поколения мастеров и особенно - художники фотоплаката 60-х - 80-х годов.
Событием в сфере рекламы первой половины 30-х годов стали издания Интуриста. Художники стремились привлечь внимание иностранцев к громадным просторам страны, к их экзотике, и в то же время подспудно провести идею политической исключительности и масштабности страны. (Неизвестный автор. «Transsibirian express»; М. Литвак, Р. Федор. «Besuchet UdSSR»). Политическое наполнение рекламы продолжало традиции 20-х годов, страна выглядела в ней как государство осуществленной мечты.
Отмена в 1935 году продовольственных карточек, улучшение условий жизни населения способствовали оживлению коммерческой рекламы. Во второй половине 30-х годов пропаганду повседневных товаров вели соответствующие подразделения Наркомата пищевой промышленности. Товаров было мало. Конкуренции не было вообще. Рекламный плакат выполнял информационную функцию, способствуя, по словам наркома А. Микояна, «продвижению» новых товаров.
В это время Б. Зеленский создает фирменный стиль рекламы хлебобулочных изделий с условным персонажем веселого пекаря. Среди «персонажей» других авторов, - в традициях дореволюционной рекламы, - экзотические пингвины и белые медведи, рыбы, поросята и другие необычные «герои» (С. Прокопцев. «Соус „Майонез“»). Но главная заслуга мастеров заключалась в попытке дать образ реального покупателя. Попытка была робкой, она ограничились «портретами» веселых румяных детей в рекламе мороженого и сладостей, крестьян - курильщиков махорки. Но реклама показала и представителей новой номенклатуры, например, «хозяйку», - не работницу в красной косынке, а даму - покупательницу одеколона или расфасованного мяса, словно сошедшую со страниц модного журнала (А. Побединский. «Сирень». Одеколон и духи сильного запаха»; «Расфасованное мясо экономит время, гарантирует качество и чистоту») или бравого капитана, любителя сигар. Плакат таким образом отреагировал на изменение социальной структуры советского общества 30-х годов.
Реклама вольно или невольно отмечала важные политические, научные, культурные события страны. В этом помогали ей названия товаров: «Сигары Север», «Бисквит „Челюскин“». В целом же коммерческая реклама призвана была иллюстрировать слова Сталина о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее».
Но внешнеторговая реклама не просто продолжает развиваться, - она переживает взлет и оказывает значительное влияние на другие виды плаката. Ее центром стала специальная рекламная мастерская при Всесоюзной торговой палате. Группа талантливых художников, руководимых С. Игумновым, разрабатывает новые принципы коммерческого плаката, учитывая при этом вкусы зарубежного зрителя и опыт иностранных коллег. Отказываясь от схематизации предмета, свойственной рекламе конструктивизма, от традиционного «обыгрывания» предмета в сюжетной ситуации, мастера развивают традиции русской вывески, стремясь к точному и верному воспроизведению «товара», к выявлению его функциональных и эстетических качеств. Их плакаты отличает безупречность рисунка, декоративность композиций, точность характеристик и богатство ассоциативных связей предмета, благодаря чему изображение простого подшипника напоминает еще и об успехах индустриализации (М. Исиченко. «Technoexport»), а бутылка боржоми и силуэт горца дают представление об экзотичности предмета, о его «кавказском» происхождении (С. Игумнов. «Borzom. Kavkas»).
Внешнеторговая реклама оказала влияние на рекламу внутреннего рынка второй половины десятилетия, к традициям ее будут обращаться последующие поколения мастеров и особенно - художники фотоплаката 60-х - 80-х годов.
Событием в сфере рекламы первой половины 30-х годов стали издания Интуриста. Художники стремились привлечь внимание иностранцев к громадным просторам страны, к их экзотике, и в то же время подспудно провести идею политической исключительности и масштабности страны. (Неизвестный автор. «Transsibirian express»; М. Литвак, Р. Федор. «Besuchet UdSSR»). Политическое наполнение рекламы продолжало традиции 20-х годов, страна выглядела в ней как государство осуществленной мечты.
Отмена в 1935 году продовольственных карточек, улучшение условий жизни населения способствовали оживлению коммерческой рекламы. Во второй половине 30-х годов пропаганду повседневных товаров вели соответствующие подразделения Наркомата пищевой промышленности. Товаров было мало. Конкуренции не было вообще. Рекламный плакат выполнял информационную функцию, способствуя, по словам наркома А. Микояна, «продвижению» новых товаров.
В это время Б. Зеленский создает фирменный стиль рекламы хлебобулочных изделий с условным персонажем веселого пекаря. Среди «персонажей» других авторов, - в традициях дореволюционной рекламы, - экзотические пингвины и белые медведи, рыбы, поросята и другие необычные «герои» (С. Прокопцев. «Соус „Майонез“»). Но главная заслуга мастеров заключалась в попытке дать образ реального покупателя. Попытка была робкой, она ограничились «портретами» веселых румяных детей в рекламе мороженого и сладостей, крестьян - курильщиков махорки. Но реклама показала и представителей новой номенклатуры, например, «хозяйку», - не работницу в красной косынке, а даму - покупательницу одеколона или расфасованного мяса, словно сошедшую со страниц модного журнала (А. Побединский. «Сирень». Одеколон и духи сильного запаха»; «Расфасованное мясо экономит время, гарантирует качество и чистоту») или бравого капитана, любителя сигар. Плакат таким образом отреагировал на изменение социальной структуры советского общества 30-х годов.
Реклама вольно или невольно отмечала важные политические, научные, культурные события страны. В этом помогали ей названия товаров: «Сигары Север», «Бисквит „Челюскин“». В целом же коммерческая реклама призвана была иллюстрировать слова Сталина о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее».