Хотя на протяжении 30-х годов советское общество жило в ожидании войны, внезапность вторжения немецких войск 22 июня 1941 года была ошеломляющей. Ошеломляющими были и трагические события первых двух лет войны - оккупация огромной территории Союза, прорыв противника к Волге и Кавказу, наступление на Москву, блокада Ленинграда.
Народ тяжело переживал военные неудачи и трудности перестройки экономики на военный лад. Перед агитационным искусством встало множество неотложных задач, и прежде всего - мобилизация и воодушевление всех сил народа на борьбу с врагом, поддержание в людях веры в победу, разъяснение положения на фронтах.
Тяжелейшее положение на фронте нашло выражение в тематике, образном и эмоциональном строе плаката первого этапа войны. Преобладал мобилизационный тип плаката, герои которого поднимали народ на защиту Отечества. Их образы получали преимущественно обобщенную, даже символическую трактовку, которая была обусловлена многими причинами: единодушием большинства в стремлении защищать Родину, ощущением себя частичкой огромного целого - народа, страны; недостаточным знанием реалий войны; наконец, патетикой лозунгов и эмоциональностью персонажей, находивших горячий отклик в душе людей. Сразу стали популярными Родина-мать И. Тоидзе («Родина-мать зовет!») и символизирующий Народ пожилой ополченец в плакате В. Корецкого («Наши силы неисчислимы»).
Наряду с обобщенной трактовкой образа воина, красноармейца (Кукрыниксы. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»; А. Кокорекин. «Смерть фашистской гадине!») возникает стремление к индивидуализации этого образа, реализуемое документальностью фотографии и реалистическим рисунком в работах В. Корецкого, Л. Лисицкого, В. Серова. Мужественные, суровые, решительные герои нередко изображались крупным планом, в действии и энергичном движении.
Они обращались к зрителям с призывами, звучащими как приказ: «Крепче удар по врагу»; «Заменим!»; «Отстоим Москву!»; «Защитим город Ленина!»; «Отомсти!». В батальных сценах советским войскам часто приходят на помощь далекие предки - русские полководцы, прославившиеся победами в прошлом. Исторические аналогии призваны вселить уверенность в победе. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» определил характер плакатов на тыловые темы; среди них было много специфически военных: светомаскировка, сбор металлолома, соблюдение бдительности. Напряженность тыловой жизни прекрасно передана в плакате Н. Ватолиной «Не болтай!».
Отступление советской армии породило тему горькой судьбы советских людей, оставшихся в неволе. Ее главными персонажами были старики, женщины, дети, взывающие о спасении и отмщении. Решение этой темы потребовало психологической глубины образов, использования пейзажа и характерных деталей. Не случайно авторами лучших произведений на эту тему выступили живописцы и графики, пришедшие в плакат с началом войны: Ф. Антонов и Д. Шмаринов («Отомсти!»). Событием стал многократно тиражированный плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!».
Образ фашизма сформировался еще в предвоенное десятилетие. Традиционное символическое изображение отвратительного зверя, чудовища в форме свастики или агрессивного солдата часто встречается и в военном плакате. Однако война конкретизирует характеристики: враг не только агрессор, но и убийца, насильник, его неотделимой принадлежностью становятся окровавленный штык («Воин Красной Армии, спаси!»), кровавый след. Вскрывая страшную сущность фашизма, плакат одновременно убивает его оружием сатиры. Мастерски владели этим оружием мастера «Окон ТАСС», не отставали от них и художники тиражного плаката.
Плакат, как и все советское искусство, воспринимал войну как национальную трагедию. Это восприятие определило характер произведений, посвященных защите Москвы, Ленинграда, Кавказа, героизму армии, ополченцев и партизан, тружеников тыла. Художники сумели ярко выразить мироощущение советских людей, и этим обеспечили огромный успех плакатного искусства.
Народ тяжело переживал военные неудачи и трудности перестройки экономики на военный лад. Перед агитационным искусством встало множество неотложных задач, и прежде всего - мобилизация и воодушевление всех сил народа на борьбу с врагом, поддержание в людях веры в победу, разъяснение положения на фронтах.
Тяжелейшее положение на фронте нашло выражение в тематике, образном и эмоциональном строе плаката первого этапа войны. Преобладал мобилизационный тип плаката, герои которого поднимали народ на защиту Отечества. Их образы получали преимущественно обобщенную, даже символическую трактовку, которая была обусловлена многими причинами: единодушием большинства в стремлении защищать Родину, ощущением себя частичкой огромного целого - народа, страны; недостаточным знанием реалий войны; наконец, патетикой лозунгов и эмоциональностью персонажей, находивших горячий отклик в душе людей. Сразу стали популярными Родина-мать И. Тоидзе («Родина-мать зовет!») и символизирующий Народ пожилой ополченец в плакате В. Корецкого («Наши силы неисчислимы»).
Наряду с обобщенной трактовкой образа воина, красноармейца (Кукрыниксы. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»; А. Кокорекин. «Смерть фашистской гадине!») возникает стремление к индивидуализации этого образа, реализуемое документальностью фотографии и реалистическим рисунком в работах В. Корецкого, Л. Лисицкого, В. Серова. Мужественные, суровые, решительные герои нередко изображались крупным планом, в действии и энергичном движении.
Они обращались к зрителям с призывами, звучащими как приказ: «Крепче удар по врагу»; «Заменим!»; «Отстоим Москву!»; «Защитим город Ленина!»; «Отомсти!». В батальных сценах советским войскам часто приходят на помощь далекие предки - русские полководцы, прославившиеся победами в прошлом. Исторические аналогии призваны вселить уверенность в победе. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» определил характер плакатов на тыловые темы; среди них было много специфически военных: светомаскировка, сбор металлолома, соблюдение бдительности. Напряженность тыловой жизни прекрасно передана в плакате Н. Ватолиной «Не болтай!».
Отступление советской армии породило тему горькой судьбы советских людей, оставшихся в неволе. Ее главными персонажами были старики, женщины, дети, взывающие о спасении и отмщении. Решение этой темы потребовало психологической глубины образов, использования пейзажа и характерных деталей. Не случайно авторами лучших произведений на эту тему выступили живописцы и графики, пришедшие в плакат с началом войны: Ф. Антонов и Д. Шмаринов («Отомсти!»). Событием стал многократно тиражированный плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!».
Образ фашизма сформировался еще в предвоенное десятилетие. Традиционное символическое изображение отвратительного зверя, чудовища в форме свастики или агрессивного солдата часто встречается и в военном плакате. Однако война конкретизирует характеристики: враг не только агрессор, но и убийца, насильник, его неотделимой принадлежностью становятся окровавленный штык («Воин Красной Армии, спаси!»), кровавый след. Вскрывая страшную сущность фашизма, плакат одновременно убивает его оружием сатиры. Мастерски владели этим оружием мастера «Окон ТАСС», не отставали от них и художники тиражного плаката.
Плакат, как и все советское искусство, воспринимал войну как национальную трагедию. Это восприятие определило характер произведений, посвященных защите Москвы, Ленинграда, Кавказа, героизму армии, ополченцев и партизан, тружеников тыла. Художники сумели ярко выразить мироощущение советских людей, и этим обеспечили огромный успех плакатного искусства.