Сравнительно короткий период между завершением Второй мировой войны (1945) и смертью Сталина (1953) был насыщен событиями, противоречивыми по своей политической значимости. С одной стороны - эйфория победы, социальный оптимизм, надежда на смягчение политического климата, энтузиазм народа в восстановлении страны, в освоении новых земель, строительстве плотин и гидростанций. С другой - начало «холодной войны», борьба с «инакомыслием», апофеоз культа личности Сталина. Сложность и противоречивость идеологической и политической обстановки нашла отражение в агитационном искусстве.
В 1945 - 1946 годах страна встречала с войны героев, и радостному мироощущению этого события вторили лозунги плакатов: «Родина, встречай героев!» (Л. Голованов). В период войны общенародные цели доминировали над личными, индивидуальными. Победа позволила каждому осмыслить пережитый опыт, оценить свой вклад, прочувствовать свои личные потери и свою личную радость. В плакате усиливается тенденция к интимизации, к жанровому характеру решения самых разных тем: восстановления страны (В. Корецкий «Восстановим!», В. Говорков «С новосельем!»), армии, где особое место занимает образ представителя «непотерянного поколения» - бывшего воина в условиях мирной жизни; повседневной жизни с характерными приметами послевоенного быта. Эта тенденция ярко проявилась в многочисленных работах на темы выполнения народнохозяйственных планов, на темы труда. «Жанровый» характер этих плакатов сближает их с произведениями советской живописи конца 40-х - начала 50-х годов.
Вместе с тем Победа внесла торжественные ноты в те произведения, которые славили Родину, партию, народ, которые предназначались к праздничным и юбилейным датам. Здесь особенно удачно выступали художники, склонные к обобщениям, монументальным и декоративным решениям. Духу времени в равной мере отвечали построенные на исторических аналогиях плакаты А. Кокорекина и В. Иванова, прославляющие героику труда, и нарядные, определяющие стиль праздничного убранства городов плакаты В. Ливановой.
«Холодная война», начавшаяся в конце 1946 года, сказалась на поляризации в плакате образов друзей и врагов. Плакат декларирует дружбу с народами так называемых стран народной демократии, но особенно - в конце 40-х - начале 50-х - дружбу с народами Китая. Главным врагом в плакатах этого периода выступают враги внешние - заокеанские капиталисты, бряцающие оружием. Как и в годы войны, плакатисты борются против них орудием сатиры.
«Холодная война» означала новый виток темы борьбы за мир. Эта тема становится одной из актуальнейших для страны, только что вышедшей из Второй мировой войны. На эту тему В. Ивановым, В. Корецким, В. Говорковым и другими были созданы искренние и волнующие произведения. «Холодная война» обострила интерес к западному миру, и одним из проявлений этого интереса было противопоставление мира капитализма и социализма - известный антитетический прием, традиции которого уходят корнями в искусство революционного времени. Серия таких фотоплакатов, обличающих капиталистическое общество - безработицу, бесчеловечность, агрессивность, была создана В. Корецким.
«Враги внутренние» - представители литературы, искусства, науки, «обличенные» известными постановлениями ЦК КПСС, «безродные космополиты», «врачи-убийцы», жестко раскритикованные в печати и карикатуре, практически оказались за пределами плакатного искусства, отзвуки жесточайшей ждановской кампании против «инакомыслия» были в нем слабыми и глухими.
Своего апофеоза достигает в этот период тема вождя, культу которого способствовала победа во Второй мировой войне. С именем Сталина связываются все важнейшие события послевоенного времени: его образ - это образ великого стратега построения коммунизма, продолжателя дела Ленина в возведении важнейших гидротехнических сооружений («великие стройки коммунизма»), в достижении изобилия и процветания страны. Укрупняя, монументализируя образ генералиссимуса, плакатисты не забывают и о традиционной его грани, показывают «родным отцом» народа. В связи с семидесятилетием Сталина в 1949 году была издана лавина плакатов, славящих вождя. Лейтмотив плакатных лозунгов - «Сталин - счастье народное». Огромными тиражами были отпечатаны плакатные варианты парадных портретов - без лозунга и текста, по стилю приближающиеся к династическому лубку, но намного превосходящие последний размерами, качеством печати. В отличие от тематики, стилистические особенности плаката не отличалась разнообразием. Преобладали две манеры: помпезность, натурализм, копирование фотографических образцов в официальных, «культовых» произведениях «триумфального классицизма», и «живописный» реализм, граничащий с натурализмом.
В 1945 - 1946 годах страна встречала с войны героев, и радостному мироощущению этого события вторили лозунги плакатов: «Родина, встречай героев!» (Л. Голованов). В период войны общенародные цели доминировали над личными, индивидуальными. Победа позволила каждому осмыслить пережитый опыт, оценить свой вклад, прочувствовать свои личные потери и свою личную радость. В плакате усиливается тенденция к интимизации, к жанровому характеру решения самых разных тем: восстановления страны (В. Корецкий «Восстановим!», В. Говорков «С новосельем!»), армии, где особое место занимает образ представителя «непотерянного поколения» - бывшего воина в условиях мирной жизни; повседневной жизни с характерными приметами послевоенного быта. Эта тенденция ярко проявилась в многочисленных работах на темы выполнения народнохозяйственных планов, на темы труда. «Жанровый» характер этих плакатов сближает их с произведениями советской живописи конца 40-х - начала 50-х годов.
Вместе с тем Победа внесла торжественные ноты в те произведения, которые славили Родину, партию, народ, которые предназначались к праздничным и юбилейным датам. Здесь особенно удачно выступали художники, склонные к обобщениям, монументальным и декоративным решениям. Духу времени в равной мере отвечали построенные на исторических аналогиях плакаты А. Кокорекина и В. Иванова, прославляющие героику труда, и нарядные, определяющие стиль праздничного убранства городов плакаты В. Ливановой.
«Холодная война», начавшаяся в конце 1946 года, сказалась на поляризации в плакате образов друзей и врагов. Плакат декларирует дружбу с народами так называемых стран народной демократии, но особенно - в конце 40-х - начале 50-х - дружбу с народами Китая. Главным врагом в плакатах этого периода выступают враги внешние - заокеанские капиталисты, бряцающие оружием. Как и в годы войны, плакатисты борются против них орудием сатиры.
«Холодная война» означала новый виток темы борьбы за мир. Эта тема становится одной из актуальнейших для страны, только что вышедшей из Второй мировой войны. На эту тему В. Ивановым, В. Корецким, В. Говорковым и другими были созданы искренние и волнующие произведения. «Холодная война» обострила интерес к западному миру, и одним из проявлений этого интереса было противопоставление мира капитализма и социализма - известный антитетический прием, традиции которого уходят корнями в искусство революционного времени. Серия таких фотоплакатов, обличающих капиталистическое общество - безработицу, бесчеловечность, агрессивность, была создана В. Корецким.
«Враги внутренние» - представители литературы, искусства, науки, «обличенные» известными постановлениями ЦК КПСС, «безродные космополиты», «врачи-убийцы», жестко раскритикованные в печати и карикатуре, практически оказались за пределами плакатного искусства, отзвуки жесточайшей ждановской кампании против «инакомыслия» были в нем слабыми и глухими.
Своего апофеоза достигает в этот период тема вождя, культу которого способствовала победа во Второй мировой войне. С именем Сталина связываются все важнейшие события послевоенного времени: его образ - это образ великого стратега построения коммунизма, продолжателя дела Ленина в возведении важнейших гидротехнических сооружений («великие стройки коммунизма»), в достижении изобилия и процветания страны. Укрупняя, монументализируя образ генералиссимуса, плакатисты не забывают и о традиционной его грани, показывают «родным отцом» народа. В связи с семидесятилетием Сталина в 1949 году была издана лавина плакатов, славящих вождя. Лейтмотив плакатных лозунгов - «Сталин - счастье народное». Огромными тиражами были отпечатаны плакатные варианты парадных портретов - без лозунга и текста, по стилю приближающиеся к династическому лубку, но намного превосходящие последний размерами, качеством печати. В отличие от тематики, стилистические особенности плаката не отличалась разнообразием. Преобладали две манеры: помпезность, натурализм, копирование фотографических образцов в официальных, «культовых» произведениях «триумфального классицизма», и «живописный» реализм, граничащий с натурализмом.