Борьба за мир - одна из ведущих тем советского плаката на протяжении всей его истории, особенно ее послевоенного периода, периода «холодной войны». Актуальность этой темы возрастает в начале 70-х годов после заключения ряда двусторонних соглашений СССР и США о сокращении вооружений и о запрещении использования ядерного оружия. Многие символы, атрибуты, образные стереотипы, выработанные за предыдущие годы, продолжают «работать» на новом этапе, видоизменяясь и адаптируясь к новым реалиям времени, к борьбе за разоружение. Плакат, как и ранее, утверждает идею мира как основу внешнеполитического курса советского государства, связывая ее с первыми декретами Советской власти, подписанными Лениным, с решениями партийных съездов, с высказываниями Л. Брежнева (О. Масляков. «Забота об упрочении мира является одной из важнейших задач нашего государства»), а позже - М. Горбачева. Плакат знакомит с основными документами политики «разрядки» и показывает СССР лидером в борьбе за мирное сосуществование.
Заметные изменения происходят в сюжетах и образах противостояния двух сил, двух миров. Американский империализм и Пентагон - главные враги периода «холодной войны», - по-прежнему обличаются сатирическим пером известных мастеров политической карикатуры - Кукрыниксов, М. Абрамова, В. Фомичева, Б. Ефимова. Но изображение противостояния часто переводится в плоскость символики. Наиболее распространенный символический образ сторонников мира - рука или руки. «Рука разоружения» вырывает из планеты ракетные «сорняки», красные руки сдерживают чудище войны, ломают бомбы НАТО, объединяют усилия представителей всех континентов, останавливают агрессию, несут факел мира. Международный характер борьбы за разрядку подчеркивается традиционным символическим мотивом земного шара; массовость движения за мир выражается изображением народа и народов, - в этот образ трансформируется мотив шествия революционного плаката, обновленный средствами массовой коммуникации - фотографией, прессой. телевидением. Это особенно заметно в работах М. Аввакумова и О. Волковой, выполненных приемами фотомонтажа и коллажа. Одновременно продолжают создаваться плакаты, славящие мир.
В связи с размещением американских ракет средней дальности в Европе, Пентагон и американский милитаризм вновь выдвигаются в ряды врагов Европы и мира, и вновь обретают легко узнаваемые атрибуты - элементы звездного флага, детали характерной военной формы.
Угроза нейтронного оружия и звездных войн поставила вопрос о выживании планеты. Эта проблема определила содержание международного конкурса плакатов «За мир и социальный прогресс», организованного в Москве в 1988 году. Мобилизационная сила многих произведений, представленных на конкурс, кроется не только в призывах, но и в показе перспектив возможной гибели планеты, ужасных последствий звездных войн. Вместе с тем плакат внушает надежду на человеческий разум: «Мира тебе, будущее планеты Земля!» (М. Аввакумов, О. Волкова).
Заметные изменения происходят в сюжетах и образах противостояния двух сил, двух миров. Американский империализм и Пентагон - главные враги периода «холодной войны», - по-прежнему обличаются сатирическим пером известных мастеров политической карикатуры - Кукрыниксов, М. Абрамова, В. Фомичева, Б. Ефимова. Но изображение противостояния часто переводится в плоскость символики. Наиболее распространенный символический образ сторонников мира - рука или руки. «Рука разоружения» вырывает из планеты ракетные «сорняки», красные руки сдерживают чудище войны, ломают бомбы НАТО, объединяют усилия представителей всех континентов, останавливают агрессию, несут факел мира. Международный характер борьбы за разрядку подчеркивается традиционным символическим мотивом земного шара; массовость движения за мир выражается изображением народа и народов, - в этот образ трансформируется мотив шествия революционного плаката, обновленный средствами массовой коммуникации - фотографией, прессой. телевидением. Это особенно заметно в работах М. Аввакумова и О. Волковой, выполненных приемами фотомонтажа и коллажа. Одновременно продолжают создаваться плакаты, славящие мир.
В связи с размещением американских ракет средней дальности в Европе, Пентагон и американский милитаризм вновь выдвигаются в ряды врагов Европы и мира, и вновь обретают легко узнаваемые атрибуты - элементы звездного флага, детали характерной военной формы.
Угроза нейтронного оружия и звездных войн поставила вопрос о выживании планеты. Эта проблема определила содержание международного конкурса плакатов «За мир и социальный прогресс», организованного в Москве в 1988 году. Мобилизационная сила многих произведений, представленных на конкурс, кроется не только в призывах, но и в показе перспектив возможной гибели планеты, ужасных последствий звездных войн. Вместе с тем плакат внушает надежду на человеческий разум: «Мира тебе, будущее планеты Земля!» (М. Аввакумов, О. Волкова).