Революционная символика - важнейший образный элемент советской литературы и искусства, особенно плаката, который агитировал за всемирную революцию, коммунистическое будущее, диктатуру пролетариата, - явления и понятия, не имеющие исторических аналогов и визуальной формы. В этих условиях был совершенно необходим понятный массам, новый универсальный язык символов.
Наиболее распространенными элементами символического языка стали «земной шар», «дымящие трубы», «кузнец у наковальни», «паровоз», «серп и молот».
«Земной шар» выражал идею мировой революции; «дымящие трубы» и светящиеся окна фабрик на фоне лучей восходящего солнца олицетворяли мечту о светлом будущем индустриальной России; «кузнец» у наковальни стал символом освобожденного труда, «паровоз» означал исторический и социальный прогресс, «серп и молот» - союз рабочего класса и крестьянства. Образная символика, сформированная в первые годы советской власти, стойко держалась примерно десятилетие. Затем она начала претерпевать изменения, отражавшие специфику политической и экономической жизни страны на каждом этапе ее развития.
Всемирной революции не произошло, эта тема уходит из плаката уже в 30-е годы. Но мотив земного шара остается и продолжает выражать идеи глобального характера: он символизирует международную значимость Октября и солидарность трудящихся разных стран, особенно - в борьбе за мир. Содержание этого символа конкретизируется и обогащается в плакатах на темы освоения космического пространства и экологического выживания планеты.
В отличие от мировой революции, индустриализация СССР в 30-е годы приобрела огромный размах. Изображения внушительных промышленных гигантов первой пятилетки отодвинули на второй план скромные фабричные здания 20-х годов, но не вытеснили их из плаката, - они лишь наделили их новой - временной - функцией, определив им роль связующего звена между прошлым и настоящим, начальной вехи в динамичном развитии хозяйства. В этом качестве популярный символ революции бытовал в плакате до 90-х годов.
Универсальным советским символом, государственной эмблемой с начала 20-х годов было изображение серпа и молота. В годы революции его значение исчерпывалось «союзом рабочего класса и крестьянства», а в 1923 году оно было включено в герб СССР. Богатство дополнительных значений, метафоричность этой эмблемы (новые протагонисты и их союз, труд, государство) и своеобразие пластики обеспечили серпу и молоту широчайшее применение. Так, на плакате «15» Кукрыниксов серп и молот превращаются в оружие в борьбе против фашизма, а в работе А. Рудковича «Время, вперед!» - они образуют траекторию полета космического корабля. Знак «серп и молот» сохраняет свое значение вплоть до времен перестройки.
Пафос и метафоричность обеспечили долголетие образу кузнеца. Он стал воплощением известной формулы: «труд - дело чести, доблести и геройства», позднее, в годы «холодной войны», «перековывал мечи на орала». В годы хрущевской «оттепели» вернулся к периоду своего рождения, став знаком революционного времени. Похожий путь проделал символ прогресса - паровоз. В 30-е годы «красный локомотив» соревновался с «коричневым» (национал-социалистическим) в экономической конкуренции между Востоком и Западом. В конце 50-х годов паровоз уступил место новым образам, воплощающим достижения научного и технического прогресса - ракетам и космическим кораблям. За локомотивом осталось значение только символа времени, напоминания о трудовом энтузиазме первых субботников.
С начала 90-х годов в обличении негативных явлений прошлого, - сталинской коллективизации и национальной политики, развала экономики, - художники плаката часто прибегают к символам советского времени, особенно - серпу и молоту, наделяя их негативным смыслом, меняя положительное содержание на отрицательное. (Г. Шлыков. «Легко ли быть молодым?»; А. Ваганов. «Коллективизация»). Иногда в качестве символов своей эпохи используются когда-то популярные плакаты (А. Колосов. «Красным клином бей белых»; О. Овасапова. «Помоги!»).
Наиболее распространенными элементами символического языка стали «земной шар», «дымящие трубы», «кузнец у наковальни», «паровоз», «серп и молот».
«Земной шар» выражал идею мировой революции; «дымящие трубы» и светящиеся окна фабрик на фоне лучей восходящего солнца олицетворяли мечту о светлом будущем индустриальной России; «кузнец» у наковальни стал символом освобожденного труда, «паровоз» означал исторический и социальный прогресс, «серп и молот» - союз рабочего класса и крестьянства. Образная символика, сформированная в первые годы советской власти, стойко держалась примерно десятилетие. Затем она начала претерпевать изменения, отражавшие специфику политической и экономической жизни страны на каждом этапе ее развития.
Всемирной революции не произошло, эта тема уходит из плаката уже в 30-е годы. Но мотив земного шара остается и продолжает выражать идеи глобального характера: он символизирует международную значимость Октября и солидарность трудящихся разных стран, особенно - в борьбе за мир. Содержание этого символа конкретизируется и обогащается в плакатах на темы освоения космического пространства и экологического выживания планеты.
В отличие от мировой революции, индустриализация СССР в 30-е годы приобрела огромный размах. Изображения внушительных промышленных гигантов первой пятилетки отодвинули на второй план скромные фабричные здания 20-х годов, но не вытеснили их из плаката, - они лишь наделили их новой - временной - функцией, определив им роль связующего звена между прошлым и настоящим, начальной вехи в динамичном развитии хозяйства. В этом качестве популярный символ революции бытовал в плакате до 90-х годов.
Универсальным советским символом, государственной эмблемой с начала 20-х годов было изображение серпа и молота. В годы революции его значение исчерпывалось «союзом рабочего класса и крестьянства», а в 1923 году оно было включено в герб СССР. Богатство дополнительных значений, метафоричность этой эмблемы (новые протагонисты и их союз, труд, государство) и своеобразие пластики обеспечили серпу и молоту широчайшее применение. Так, на плакате «15» Кукрыниксов серп и молот превращаются в оружие в борьбе против фашизма, а в работе А. Рудковича «Время, вперед!» - они образуют траекторию полета космического корабля. Знак «серп и молот» сохраняет свое значение вплоть до времен перестройки.
Пафос и метафоричность обеспечили долголетие образу кузнеца. Он стал воплощением известной формулы: «труд - дело чести, доблести и геройства», позднее, в годы «холодной войны», «перековывал мечи на орала». В годы хрущевской «оттепели» вернулся к периоду своего рождения, став знаком революционного времени. Похожий путь проделал символ прогресса - паровоз. В 30-е годы «красный локомотив» соревновался с «коричневым» (национал-социалистическим) в экономической конкуренции между Востоком и Западом. В конце 50-х годов паровоз уступил место новым образам, воплощающим достижения научного и технического прогресса - ракетам и космическим кораблям. За локомотивом осталось значение только символа времени, напоминания о трудовом энтузиазме первых субботников.
С начала 90-х годов в обличении негативных явлений прошлого, - сталинской коллективизации и национальной политики, развала экономики, - художники плаката часто прибегают к символам советского времени, особенно - серпу и молоту, наделяя их негативным смыслом, меняя положительное содержание на отрицательное. (Г. Шлыков. «Легко ли быть молодым?»; А. Ваганов. «Коллективизация»). Иногда в качестве символов своей эпохи используются когда-то популярные плакаты (А. Колосов. «Красным клином бей белых»; О. Овасапова. «Помоги!»).