Образ человека в раннем советском плакате - это, прежде всего, социальный тип и носитель социальных функций в их обобщенном символическом виде. Принадлежность к определенному классу или социальному слою обозначалась с помощью характерных атрибутов: молота, косы, серпа и т.д. В таком образе зритель мог сразу и безошибочно распознать «своего» собрата по социальному положению - в этом был залог активной зрительской реакции на призыв, залог агитационной силы плаката.
В. Полонский не случайно полагал, что созданные именитыми художниками белогвардейские плакаты не имели (почти) никакого успеха только потому, что изображенные на них персонажи принадлежали к имущим классам и не допускали идентификации с широкими массами. Наиболее ранние и характерные образы рабочего и крестьянина создал А. Апсит в плакате, посвященном первой годовщине Октября. В них есть все атрибуты, которые потом будут многократно варьироваться в других произведениях агитационной графики.
В 20-е годы в героизированных образах рабочего, крестьянина и красноармейца по-прежнему акцентировались черты носителей социальных функций: в мирное время главные герои плаката славили новое государство и направляли свои усилия на строительство социализма. Занятые этой важной политической работой, они были оторваны от конкретных жизненных проблем современности, а потому их образы страдали излишней обобщенностью, а иногда и схематизмом.
Образ человека претерпевает существенные изменения в начале 30-х годов, и во многом - благодаря технике фотомонтажа, которая, во-первых, позволяет конкретизировать облик персонажей, придать им личностные черты (в основе лежали фотографии определенных людей), а во-вторых, с помощью композиционных приемов, монтажа, придать фигуре человека героический, монументальный характер. Масштабно выделенные, доминирующие в композиции персонажи дают основание говорить о культе не только Сталина, но и героев рабочего класса и крестьянства. Многочисленные и часто схематичные фигуры 20-х годов подвергаются критике и уверенно вытесняются.
Персонализация и героизация определяют образ человека и в плакате социалистического реализма. Выразительные средства этих работ ориентированы на станковую живопись и графику.
В 30-е годы «советский человек» в плакате является уже не только носителем государственных или профессиональных функций. С реабилитацией человеческих ценностей и частной жизни этот образ становится более многогранным: женщины изображаются не только как «строительницы социализма», но и как матери, спортсменки, хозяйки (в рекламных плакатах). Это же можно сказать и об образах мужчин. Однако человек всегда остается встроенным в целостную идеологическую систему, то есть он сознает свои обязанности и продолжает быть политически активным борцом. Именно такой тип считался протагонистом нового господствующего класса. Симптоматичным примером может быть известный, правда, более поздний, плакат М. Соловьева: «Таких женщин не бывало и не могло быть в старое время» (Сталин).
Вторая мировая война внесла свои коррективы в образ советского человека. Главной фигурой плаката этих лет стал солдат с присущими этому образу чертами мужества и патриотизма; что же касается мирного населения - оно нередко изображается испытывающим тяжелые бедствия. Человеку в плакате военных лет мужество и суровость присущи в той же степени, что страдание и печаль. Напротив, послевоенный плакат вновь продолжает традиции 30-х годов, наделяя образ современника «оптимизмом восстановления», как это видно, например, на плакатах В. Корецкого.
С конца 50-х и по 70-е годы в плакатном искусстве оптимизм остается основным настроением, определяющим образы советских людей. Главные герои этих мажорных композиций в большинстве своем молодые люди, - их образы однозначны, неглубоки, неубедительны. Утрата потенциала убежденности всем обществом сказывается и в кризисе образа человека в плакатном искусстве. Улыбки и призывные жесты рабочих на поздних советских плакатах оставляют людей равнодушными.
Только в плакате перестройки появляются действительно новые персонажи: это маргиналы, социально незащищенные и пострадавшие люди, свидетельствующие о крахе проекта под названием «Советский Союз». Эти люди показаны жертвами государственной политики, не учитывающей интересов конкретной личности, - так плакат отражает социальный крах, последовавший за идеологическим. И только теперь люди вновь становятся субъектом истории и общества.
В. Полонский не случайно полагал, что созданные именитыми художниками белогвардейские плакаты не имели (почти) никакого успеха только потому, что изображенные на них персонажи принадлежали к имущим классам и не допускали идентификации с широкими массами. Наиболее ранние и характерные образы рабочего и крестьянина создал А. Апсит в плакате, посвященном первой годовщине Октября. В них есть все атрибуты, которые потом будут многократно варьироваться в других произведениях агитационной графики.
В 20-е годы в героизированных образах рабочего, крестьянина и красноармейца по-прежнему акцентировались черты носителей социальных функций: в мирное время главные герои плаката славили новое государство и направляли свои усилия на строительство социализма. Занятые этой важной политической работой, они были оторваны от конкретных жизненных проблем современности, а потому их образы страдали излишней обобщенностью, а иногда и схематизмом.
Образ человека претерпевает существенные изменения в начале 30-х годов, и во многом - благодаря технике фотомонтажа, которая, во-первых, позволяет конкретизировать облик персонажей, придать им личностные черты (в основе лежали фотографии определенных людей), а во-вторых, с помощью композиционных приемов, монтажа, придать фигуре человека героический, монументальный характер. Масштабно выделенные, доминирующие в композиции персонажи дают основание говорить о культе не только Сталина, но и героев рабочего класса и крестьянства. Многочисленные и часто схематичные фигуры 20-х годов подвергаются критике и уверенно вытесняются.
Персонализация и героизация определяют образ человека и в плакате социалистического реализма. Выразительные средства этих работ ориентированы на станковую живопись и графику.
В 30-е годы «советский человек» в плакате является уже не только носителем государственных или профессиональных функций. С реабилитацией человеческих ценностей и частной жизни этот образ становится более многогранным: женщины изображаются не только как «строительницы социализма», но и как матери, спортсменки, хозяйки (в рекламных плакатах). Это же можно сказать и об образах мужчин. Однако человек всегда остается встроенным в целостную идеологическую систему, то есть он сознает свои обязанности и продолжает быть политически активным борцом. Именно такой тип считался протагонистом нового господствующего класса. Симптоматичным примером может быть известный, правда, более поздний, плакат М. Соловьева: «Таких женщин не бывало и не могло быть в старое время» (Сталин).
Вторая мировая война внесла свои коррективы в образ советского человека. Главной фигурой плаката этих лет стал солдат с присущими этому образу чертами мужества и патриотизма; что же касается мирного населения - оно нередко изображается испытывающим тяжелые бедствия. Человеку в плакате военных лет мужество и суровость присущи в той же степени, что страдание и печаль. Напротив, послевоенный плакат вновь продолжает традиции 30-х годов, наделяя образ современника «оптимизмом восстановления», как это видно, например, на плакатах В. Корецкого.
С конца 50-х и по 70-е годы в плакатном искусстве оптимизм остается основным настроением, определяющим образы советских людей. Главные герои этих мажорных композиций в большинстве своем молодые люди, - их образы однозначны, неглубоки, неубедительны. Утрата потенциала убежденности всем обществом сказывается и в кризисе образа человека в плакатном искусстве. Улыбки и призывные жесты рабочих на поздних советских плакатах оставляют людей равнодушными.
Только в плакате перестройки появляются действительно новые персонажи: это маргиналы, социально незащищенные и пострадавшие люди, свидетельствующие о крахе проекта под названием «Советский Союз». Эти люди показаны жертвами государственной политики, не учитывающей интересов конкретной личности, - так плакат отражает социальный крах, последовавший за идеологическим. И только теперь люди вновь становятся субъектом истории и общества.