Виктор Иванов - лауреат Государственных премий и первый плакатист, избранный членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
Творческий путь художника начинался с работы в кино. На протяжении 30-х годов он принял участие в постановке нескольких фильмов, в том числе - «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. Ромма. Одновременно создавал плакаты. Один из них - «Рабы разгибают спины» (1939) обратил на себя внимание экспрессией и оригинальным использованием гиперболы - качествами, которых так не хватало плакатам той поры.
С начала Отечественной войны художник вливается в армию мастеров агитационного искусства, и вскоре из рядового становится одним из ее «генералов». В. Иванову принадлежит ведущая роль в утверждении стиля военного плаката, в создании образа нового героя - простого человека, солдата, труженика тыла, несущего на своих плечах основную тяжесть войны. Этот герой узнаваем и близок, зритель сверяет его действия со своей судьбой и жизнью. В этой идентификации - впечатляющая сила образов, она же требует конкретизации сюжета, психологической углубленности и эмоциональности образа. В решении этой задачи плакат сближается со станковой живописью и графикой.
Все предшествующее творчество В. Иванова было подготовкой к этому повороту: кинематограф обострил внимание к внутреннему миру героя, к жизненности ситуации; практика работы в живописи и плакате определила индивидуальность графической манеры.
Разные ситуации, в которых показывает художник своего героя, позволяют полно и всесторонне раскрыть лучшие черты его характера. Способствует этому жанровый характер сюжетов, символичность деталей, добротность пластической проработки форм, доверительность текста. В плакате «На запад!» (1943) раскрытию образа солдата помогает точно найденная характерная деталь - ствол белой березы, которая у русского человека неизменно связывается с понятием родины. Жанровая сценка освобождения раненого дерева от обветшавшего немецкого указателя приобретает символическое значение. Столь же символично изображение солдата, пьющего воду из каски - эта сцена созвучна событиям далекого прошлого, словам Князя Игоря «…хочу с вами, русские, либо голову свою сложить, либо напиться шлемом из Дона» («Пьем воду из родного Днепра...»).
Художник постоянно подчеркивает освободительную миссию советского воина («Ты вернул нам жизнь!»). Гуманистический характер этой миссии наиболее ярко раскрывается не в батальных сценах, а в моменты передышек. Плакаты В. Иванова точно зафиксировали изменения в настроении армии и тыла - от тревожной напряженности, драматизма событий 1941 и 1942 года, до воодушевления и уверенности в победе в последние годы войны.
Сохранение мира, борьба за мир - одна из ведущих тем послевоенного творчества художника. В. Иванов разрабатывает эту тему, совершенствуя свой метод, в частности, обогащая его традиционной символикой («Народы всего мира! Перекуем оружие войны на орудия труда!»). Одной из лучших работ на эту тему стал плакат «Не надо войны!»: крупный план лица ребенка, выразительность тревожных глаз выдают в авторе художника кино.
В. Иванов умел увидеть и запечатлеть в плакатах самые актуальные события своего времени. Сюжеты мирного труда получают в его работах то патетическое, то лирическое звучание. Это и «5-летку в 4 года - выполним!» - своеобразный символ промышленного возрождения страны, это жанровые картины-плакаты о целине, о сельских тружениках.
Значительную страницу послевоенного творчества В. Иванова составляет плакатная лениниана. Образ Ленина привлек внимание мастера еще в 30-е годы во время работы над ленинскими фильмами. В начале шестидесятых В. Иванов задумывает серию плакатов, раскрывающих разные грани образа: «Ленин - вождь», «Ленин - мыслитель», «Самый человечный человек». Завершающая работа серии - монументальный образ вождя революции, была приурочена к 50-летнему юбилею революции; ее лозунгом стали строки В. Маяковского: «Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин - будет жить!». Лениниана В. Иванова была новым словом в разработке образа Ленина, к которому советское искусство активно возвращалось во времена хрущевской «оттепели».
Лениниана была одной из последних работ художника. Он создавал ее в то время, когда реалистическая манера считалась не модной, когда метафора, символ, знак претендовали на главенство среди других выразительных средств плаката, когда реалистический рисунок предпочитался условному графическому языку. Тем не менее В. Иванов оставался верен своему творческому методу. Многие его произведения сохраняют значение символов времени, а мастер вошел в историю советского плаката как выдающийся представитель искусства социалистического реализма.
Творческий путь художника начинался с работы в кино. На протяжении 30-х годов он принял участие в постановке нескольких фильмов, в том числе - «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. Ромма. Одновременно создавал плакаты. Один из них - «Рабы разгибают спины» (1939) обратил на себя внимание экспрессией и оригинальным использованием гиперболы - качествами, которых так не хватало плакатам той поры.
С начала Отечественной войны художник вливается в армию мастеров агитационного искусства, и вскоре из рядового становится одним из ее «генералов». В. Иванову принадлежит ведущая роль в утверждении стиля военного плаката, в создании образа нового героя - простого человека, солдата, труженика тыла, несущего на своих плечах основную тяжесть войны. Этот герой узнаваем и близок, зритель сверяет его действия со своей судьбой и жизнью. В этой идентификации - впечатляющая сила образов, она же требует конкретизации сюжета, психологической углубленности и эмоциональности образа. В решении этой задачи плакат сближается со станковой живописью и графикой.
Все предшествующее творчество В. Иванова было подготовкой к этому повороту: кинематограф обострил внимание к внутреннему миру героя, к жизненности ситуации; практика работы в живописи и плакате определила индивидуальность графической манеры.
Разные ситуации, в которых показывает художник своего героя, позволяют полно и всесторонне раскрыть лучшие черты его характера. Способствует этому жанровый характер сюжетов, символичность деталей, добротность пластической проработки форм, доверительность текста. В плакате «На запад!» (1943) раскрытию образа солдата помогает точно найденная характерная деталь - ствол белой березы, которая у русского человека неизменно связывается с понятием родины. Жанровая сценка освобождения раненого дерева от обветшавшего немецкого указателя приобретает символическое значение. Столь же символично изображение солдата, пьющего воду из каски - эта сцена созвучна событиям далекого прошлого, словам Князя Игоря «…хочу с вами, русские, либо голову свою сложить, либо напиться шлемом из Дона» («Пьем воду из родного Днепра...»).
Художник постоянно подчеркивает освободительную миссию советского воина («Ты вернул нам жизнь!»). Гуманистический характер этой миссии наиболее ярко раскрывается не в батальных сценах, а в моменты передышек. Плакаты В. Иванова точно зафиксировали изменения в настроении армии и тыла - от тревожной напряженности, драматизма событий 1941 и 1942 года, до воодушевления и уверенности в победе в последние годы войны.
Сохранение мира, борьба за мир - одна из ведущих тем послевоенного творчества художника. В. Иванов разрабатывает эту тему, совершенствуя свой метод, в частности, обогащая его традиционной символикой («Народы всего мира! Перекуем оружие войны на орудия труда!»). Одной из лучших работ на эту тему стал плакат «Не надо войны!»: крупный план лица ребенка, выразительность тревожных глаз выдают в авторе художника кино.
В. Иванов умел увидеть и запечатлеть в плакатах самые актуальные события своего времени. Сюжеты мирного труда получают в его работах то патетическое, то лирическое звучание. Это и «5-летку в 4 года - выполним!» - своеобразный символ промышленного возрождения страны, это жанровые картины-плакаты о целине, о сельских тружениках.
Значительную страницу послевоенного творчества В. Иванова составляет плакатная лениниана. Образ Ленина привлек внимание мастера еще в 30-е годы во время работы над ленинскими фильмами. В начале шестидесятых В. Иванов задумывает серию плакатов, раскрывающих разные грани образа: «Ленин - вождь», «Ленин - мыслитель», «Самый человечный человек». Завершающая работа серии - монументальный образ вождя революции, была приурочена к 50-летнему юбилею революции; ее лозунгом стали строки В. Маяковского: «Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин - будет жить!». Лениниана В. Иванова была новым словом в разработке образа Ленина, к которому советское искусство активно возвращалось во времена хрущевской «оттепели».
Лениниана была одной из последних работ художника. Он создавал ее в то время, когда реалистическая манера считалась не модной, когда метафора, символ, знак претендовали на главенство среди других выразительных средств плаката, когда реалистический рисунок предпочитался условному графическому языку. Тем не менее В. Иванов оставался верен своему творческому методу. Многие его произведения сохраняют значение символов времени, а мастер вошел в историю советского плаката как выдающийся представитель искусства социалистического реализма.