25 июня 1941 года, на третий день Отечественной войны, появился плакат, который точно предсказал ее исход: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Авторами плаката был творческий коллектив трех художников: Михаила Васильевича КУпреянова, Порфирия Никитича КРЫлова и НИКолая Александровича Соколова, известный под именем Кукрыниксы. К 1941 году за плечами художников было полтора десятилетия совместной работы в жанре художественной публицистики. Они были хорошо известны острыми сатирическими рисунками в центральных газетах и журналах - «Правде», «Известиях», «Крокодиле», а также иллюстрациями и живописными произведениями.
В 30-е художники рисовали и плакаты, и почти каждый из них обратил на себя внимание: киноплакат - неожиданностью приемов журнальной графики («Юность Максима»); театральная афиша - гротесковым характером образа; политический плакат к 15-й годовщине Октября («15») - содержательной емкостью эмблемы и оригинальностью ее графического решения; антифашистский плакат - силой обобщения и сарказма. Но важнейшим этапом плакатного творчества Кукрыниксов стали 1941 - 1945 годы.
«Работа наша шла днем и ночью. Карикатуры для газеты „Правда“, для „Окон ТАСС“, плакаты, листовки»{Кукрыниксы. Втроем. М., 1975. С. 121}, - вспоминали они позднее. В годы войны к их сплоченному коллективу присоединился поэт С. Маршак. Его меткие, саркастические стихи точно ложились в художественный графический образ, и героический, и сатирический. Один из лучших героических плакатов «Бьемся мы здорово...» вышел в свет в трудные дни обороны 1941 года. История России, ратные подвиги и победы предков отныне станут важной темой искусства военных лет.
В «Окнах ТАСС» Кукрыниксы были лидерами сатирического плаката. Врага - фашиста - они многократно изображали еще в предвоенные годы. Но теперь был важен не только его обобщенный образ, но и образы конкретных лиц. Их портреты художники изучали по трофейным кинохроникам, старым иллюстрированным журналам, фотографиям. Они развенчивали врагов, придумывая невероятные ситуации, неожиданные метафоры, прибегая к гротеску и сарказму, показывая завоевателей жалкими и смешными, находя характерные детали, остроумно используя военный лексикон. В образную структуру плаката вводили сатирические изображения зверей, подчеркивая характерные особенности их внешности и повадки (Гитлер - хищная птица, Геббельс - обезьяна или такса). Особенно досталось Гитлеру - Кукрыниксы изображали его гадалкой, плакальщицей, людоедом-вегетарианцем, безголовым руководителем, бесноватым ефрейтором. Этот многоликий персонаж олицетворял пороки нацизма, его преступления против человечества, в том числе - против собственного народа («Окно ТАСС» № 640). Огромной популярностью пользовался плакат «Потеряла я колечко (а в „колечке“ 22 дивизии)» - отклик художников на победу советской армии в Сталинградской битве. Строка лирической народной песни, послужившая названием, делала особенно смешной фигуру фюрера в виде пригорюнившейся бабы в традиционном русском платке. Так же искусно, как фольклорные мотивы, использовали они традиционные символы: красный меч, красный штык, разящую молнию, земной шар («Окно ТАСС» № 1218). В «Окнах ТАСС» Кукрыниксы следовали традиции «Окон РОСТА», развивая сюжет в нескольких картинках. Одновременно они испытывали тяготение к станковости, к монументальности, к живописной проработке форм. Возможно, это было связано с одновременной работой художников над живописными полотнами, - картинами «Таня», «Конец», «Подписание акта о безоговорочной капитуляции».
Сатира художников была столь разяща и беспощадна, что в Германии их зачислили в разряд «смертельных врагов третьего рейха», а в СССР - присудили Сталинскую премию (1942). Их плакаты были необычайно популярны. Многие сюжеты первоначально публиковались в газетах и журналах, затем превращались в красочные «Окна», но иногда «Окно» воспроизводилось в газетах и журналах, на почтовых конвертах, в виде открыток.
Художники боролись с врагом не только орудием сатиры. Вместе с поэтами С. Маршаком, В. Гусевым, С. Михалковым, Н. Тихоновым они передали деньги на строительство тяжелого танка «Беспощадный», который воевал до конца войны.
Послевоенная деятельность мастеров была столь же активна и многогранна. Это и художественная публицистика, в числе которой - зарисовки во время суда над военными преступниками в Нюрнберге, серии, посвященные борьбе за мир, рисунки для газет и журналов; это иллюстрации к произведениям русской классики (Максим Горький, Н. Лесков), живопись - индивидуально каждый мастер работал в жанре пейзажа и портрета, наконец, плакат, в котором они иногда обращались к излюбленным сатирическим образам военных лет. Мастера были отмечены всеми почетными званиями и наградами, и их искусство стало поистине искусством народным.
В 30-е художники рисовали и плакаты, и почти каждый из них обратил на себя внимание: киноплакат - неожиданностью приемов журнальной графики («Юность Максима»); театральная афиша - гротесковым характером образа; политический плакат к 15-й годовщине Октября («15») - содержательной емкостью эмблемы и оригинальностью ее графического решения; антифашистский плакат - силой обобщения и сарказма. Но важнейшим этапом плакатного творчества Кукрыниксов стали 1941 - 1945 годы.
«Работа наша шла днем и ночью. Карикатуры для газеты „Правда“, для „Окон ТАСС“, плакаты, листовки»{Кукрыниксы. Втроем. М., 1975. С. 121}, - вспоминали они позднее. В годы войны к их сплоченному коллективу присоединился поэт С. Маршак. Его меткие, саркастические стихи точно ложились в художественный графический образ, и героический, и сатирический. Один из лучших героических плакатов «Бьемся мы здорово...» вышел в свет в трудные дни обороны 1941 года. История России, ратные подвиги и победы предков отныне станут важной темой искусства военных лет.
В «Окнах ТАСС» Кукрыниксы были лидерами сатирического плаката. Врага - фашиста - они многократно изображали еще в предвоенные годы. Но теперь был важен не только его обобщенный образ, но и образы конкретных лиц. Их портреты художники изучали по трофейным кинохроникам, старым иллюстрированным журналам, фотографиям. Они развенчивали врагов, придумывая невероятные ситуации, неожиданные метафоры, прибегая к гротеску и сарказму, показывая завоевателей жалкими и смешными, находя характерные детали, остроумно используя военный лексикон. В образную структуру плаката вводили сатирические изображения зверей, подчеркивая характерные особенности их внешности и повадки (Гитлер - хищная птица, Геббельс - обезьяна или такса). Особенно досталось Гитлеру - Кукрыниксы изображали его гадалкой, плакальщицей, людоедом-вегетарианцем, безголовым руководителем, бесноватым ефрейтором. Этот многоликий персонаж олицетворял пороки нацизма, его преступления против человечества, в том числе - против собственного народа («Окно ТАСС» № 640). Огромной популярностью пользовался плакат «Потеряла я колечко (а в „колечке“ 22 дивизии)» - отклик художников на победу советской армии в Сталинградской битве. Строка лирической народной песни, послужившая названием, делала особенно смешной фигуру фюрера в виде пригорюнившейся бабы в традиционном русском платке. Так же искусно, как фольклорные мотивы, использовали они традиционные символы: красный меч, красный штык, разящую молнию, земной шар («Окно ТАСС» № 1218). В «Окнах ТАСС» Кукрыниксы следовали традиции «Окон РОСТА», развивая сюжет в нескольких картинках. Одновременно они испытывали тяготение к станковости, к монументальности, к живописной проработке форм. Возможно, это было связано с одновременной работой художников над живописными полотнами, - картинами «Таня», «Конец», «Подписание акта о безоговорочной капитуляции».
Сатира художников была столь разяща и беспощадна, что в Германии их зачислили в разряд «смертельных врагов третьего рейха», а в СССР - присудили Сталинскую премию (1942). Их плакаты были необычайно популярны. Многие сюжеты первоначально публиковались в газетах и журналах, затем превращались в красочные «Окна», но иногда «Окно» воспроизводилось в газетах и журналах, на почтовых конвертах, в виде открыток.
Художники боролись с врагом не только орудием сатиры. Вместе с поэтами С. Маршаком, В. Гусевым, С. Михалковым, Н. Тихоновым они передали деньги на строительство тяжелого танка «Беспощадный», который воевал до конца войны.
Послевоенная деятельность мастеров была столь же активна и многогранна. Это и художественная публицистика, в числе которой - зарисовки во время суда над военными преступниками в Нюрнберге, серии, посвященные борьбе за мир, рисунки для газет и журналов; это иллюстрации к произведениям русской классики (Максим Горький, Н. Лесков), живопись - индивидуально каждый мастер работал в жанре пейзажа и портрета, наконец, плакат, в котором они иногда обращались к излюбленным сатирическим образам военных лет. Мастера были отмечены всеми почетными званиями и наградами, и их искусство стало поистине искусством народным.