Александр Апсит - один из основоположников искусства советского плаката, первым включился в дело политической агитации в революционной России. Рисовальщик по дарованию и профессиональному образованию, Апсит до революции сотрудничал в популярных петербургских журналах («Родина», «Нива»), в том числе сатирических. С 1904 года он связал свою творческую судьбу с издательством И. Сытина в Москве, которое специализировалось на выпуске изданий для народа. Художник делал книжные иллюстрации и обложки (в частности - к произведениям Л. Толстого, Максима Горького, А. Чехова, Н. Лескова), оформлял календари, рисовал лубки, рекламу, плакаты, ориентируясь на вкусы демократического покупателя. «Работал он удивительно легко и быстро, успевая обслуживать чуть ли не всю дореволюционную Москву», - вспоминал художник И. Павлов, добавляя при этом, что при всей эффектности и декоративности рисунков Апсита «им не хватало культуры настоящего искусства»{Павлов И. Жизнь русского гравера/ Ред. И вступ. Ст. М. П. Сокольникова. М., 1963, С. 151}. Дореволюционные плакаты Апсита выполнены или в духе лубка (на тему Первой мировой войны) или в стиле модерн (киноплакаты). А. Апсит принадлежал к творческому объединению «Среда» (1897 - 1924) и был одним из основателей Московского общества художников (1913 - 1917).
Сразу после революции художник, хорошо знавший эстетические вкусы народа, причастный к политической (военной) пропаганде, был приглашен издательством ВЦИК, которое осенью 1918 года первым начало планомерную деятельность по выпуску революционных плакатов. По заказу издательства Апсит подготовил несколько плакатов-картин на тему народных восстаний на Руси. В них мастера интересовал прежде всего собирательный образ народа. К этому образу художник постоянно возвращался и в последующих плакатах, посвященных революции. В композициях, торжественно-праздничных («Год пролетарской диктатуры») или обличающих («Интернационал»), многофигурных и порой перегруженных деталями, уже выделены обобщенные аллегорические образы, - революция в виде юноши с факелом на белом крылатом коне, капитализм как отвратительное чудовище, - уже найдены символы и метафоры, которые получат широкое распространение в революционном искусстве, например, земной шар, обвитый полотнищем красного знамени («1 Мая»). Особенно богат революционной символикой плакат «Год пролетарской диктатуры», этот важный исторический документ времени, этапное художественное произведение. В нем нашли воплощение важнейшие элементы образного языка и композиционной структуры революционного плаката: типы новых протагонистов - рабочего и крестьянина, атрибуты их труда и атрибуты поверженного царизма, картина светлого индустриального будущего, мотив шествия, мотив солнца, и, наконец, новые принципы временного и пространственного решения. При этом произведение несет следы влияния книжной графики и исполнено в реалистической манере рисунка.
Оставаясь верным этой графической манере, Апсит варьировал средства выразительности в зависимости от задачи: растолковывая и объясняя события и факты он обращался к принципам многокадрового лубка или многофигурного и многодетального рисунка - именно такие художественные формы были наиболее понятны народу. Но в агитационных, призывных плакатах художник лаконичен и краток, вместо аллегорических образов он вводит реалистические, укрупняет фигуры, обобщает формы, добивается динамичности композиции. Вершины лаконизма и агитационной силы мастер достиг в одной из лучших своих работ - «Грудью на защиту Петрограда!».
Плакат был рожден тяжелой военной обстановкой осени 1919 года, когда войска Н. Юденича угрожали Петрограду. За короткий срок, всего за сутки, Апсит сделал оригинал, тиражированный литографией в одну краску.
Опасность ситуации и конкретность призыва потребовали не иносказательных, а предельно узнаваемых образов защитников столицы. Художник изобразил их крупным планом, что дало возможность усилить эмоциональное начало плаката, подчеркнуть суровость и отчаянную решимость людей. Этому же способствовал цветовой аскетизм композиции.
Плакат звал, отчаянный клич солдата материализовался в лозунге.
Карандашная манера придавала изображению документальность, беглая зарисовка взволнованным штрихом казалась сделанной с натуры, а строй бойцов в целом уподоблен неодолимой стене. Реалистическая убедительность образов, эмоциональная сила, действенность призыва выдвинули плакат Апсита в число классических произведений агитационного искусства. Он оказал заметное влияние на творчество современных ему плакатистов и их продолжателей.
За 1918 - 1919 годы Апсит исполнил большое количество плакатов, подписанных разными псевдонимами: Аспид, А-т, А. Петров. Деятельность его оборвалась внезапно: в 1919 году во время наступления Деникина он уехал из Москвы и следы его потерялись. После завершения Гражданской войны они обнаружились в Латвии, на родине художника. Там он продолжал работать как иллюстратор и плакатист, но подняться до вершин творческого взлета 1918 - 1919 годов никогда уже не смог, и революционный плакат остался самой яркой страницей его творчества и существенным вкладом в историю советского искусства. В 1939 году Апсит переселился в национал-социалистическую Германию, где умер в 1944 году. О последних годах его жизни ничего не известно.
Сразу после революции художник, хорошо знавший эстетические вкусы народа, причастный к политической (военной) пропаганде, был приглашен издательством ВЦИК, которое осенью 1918 года первым начало планомерную деятельность по выпуску революционных плакатов. По заказу издательства Апсит подготовил несколько плакатов-картин на тему народных восстаний на Руси. В них мастера интересовал прежде всего собирательный образ народа. К этому образу художник постоянно возвращался и в последующих плакатах, посвященных революции. В композициях, торжественно-праздничных («Год пролетарской диктатуры») или обличающих («Интернационал»), многофигурных и порой перегруженных деталями, уже выделены обобщенные аллегорические образы, - революция в виде юноши с факелом на белом крылатом коне, капитализм как отвратительное чудовище, - уже найдены символы и метафоры, которые получат широкое распространение в революционном искусстве, например, земной шар, обвитый полотнищем красного знамени («1 Мая»). Особенно богат революционной символикой плакат «Год пролетарской диктатуры», этот важный исторический документ времени, этапное художественное произведение. В нем нашли воплощение важнейшие элементы образного языка и композиционной структуры революционного плаката: типы новых протагонистов - рабочего и крестьянина, атрибуты их труда и атрибуты поверженного царизма, картина светлого индустриального будущего, мотив шествия, мотив солнца, и, наконец, новые принципы временного и пространственного решения. При этом произведение несет следы влияния книжной графики и исполнено в реалистической манере рисунка.
Оставаясь верным этой графической манере, Апсит варьировал средства выразительности в зависимости от задачи: растолковывая и объясняя события и факты он обращался к принципам многокадрового лубка или многофигурного и многодетального рисунка - именно такие художественные формы были наиболее понятны народу. Но в агитационных, призывных плакатах художник лаконичен и краток, вместо аллегорических образов он вводит реалистические, укрупняет фигуры, обобщает формы, добивается динамичности композиции. Вершины лаконизма и агитационной силы мастер достиг в одной из лучших своих работ - «Грудью на защиту Петрограда!».
Плакат был рожден тяжелой военной обстановкой осени 1919 года, когда войска Н. Юденича угрожали Петрограду. За короткий срок, всего за сутки, Апсит сделал оригинал, тиражированный литографией в одну краску.
Опасность ситуации и конкретность призыва потребовали не иносказательных, а предельно узнаваемых образов защитников столицы. Художник изобразил их крупным планом, что дало возможность усилить эмоциональное начало плаката, подчеркнуть суровость и отчаянную решимость людей. Этому же способствовал цветовой аскетизм композиции.
Плакат звал, отчаянный клич солдата материализовался в лозунге.
Карандашная манера придавала изображению документальность, беглая зарисовка взволнованным штрихом казалась сделанной с натуры, а строй бойцов в целом уподоблен неодолимой стене. Реалистическая убедительность образов, эмоциональная сила, действенность призыва выдвинули плакат Апсита в число классических произведений агитационного искусства. Он оказал заметное влияние на творчество современных ему плакатистов и их продолжателей.
За 1918 - 1919 годы Апсит исполнил большое количество плакатов, подписанных разными псевдонимами: Аспид, А-т, А. Петров. Деятельность его оборвалась внезапно: в 1919 году во время наступления Деникина он уехал из Москвы и следы его потерялись. После завершения Гражданской войны они обнаружились в Латвии, на родине художника. Там он продолжал работать как иллюстратор и плакатист, но подняться до вершин творческого взлета 1918 - 1919 годов никогда уже не смог, и революционный плакат остался самой яркой страницей его творчества и существенным вкладом в историю советского искусства. В 1939 году Апсит переселился в национал-социалистическую Германию, где умер в 1944 году. О последних годах его жизни ничего не известно.