Приемы героизации в плакате

Пафос утверждения идеалов революции вызвал к жизни тип плаката, для которого характерны ярко выраженное героическое, позитивное начало, приподнятое, порой торжественное решение темы, социальный оптимизм. Этот героический тип плаката родился почти одновременно с революционным агитационным искусством. На первых порах его образы были условными, борец за свободу изображался в виде античного героя или полуобнаженного пролетария. Подобные персонажи, с которым зритель не мог себя сопоставить, во многом теряли свою мобилизующую силу. Требовался герой-современник, новый протагонист - рабочий, крестьянин, солдат, - воплощающий такие черты как преданность делу революции, волю к защите Отечества, служение народу, самоотверженность в труде на благо построения светлого будущего. Драматизм политической конфронтации Гражданской войны обусловил революционный пафос и эмоциональность героического плаката. В лучших его образцах эмоциональный накал достигал необыкновенной силы, реализуясь то в кличе, то в приказе, то в клятве, то в деловой констатации.
В создании героического образа принимали участие художники разных стилистических направлений, среди них представители кубизма Ю. Бонди («Верю, сотую встретим годовщину»), и В. Лебедев («Рабочий и матрос»), а также В. Маяковский, создатель системы образов-знаков в «Окнах РОСТА».
В 20-е годы патетическое утверждение действительности, обусловленное политикой Агитпропа, соответствовало декларируемому величию экономических и социальных задач. Начиная с 30-х годов культ героя стал важнейшей составляющей государственной идеологии. Прежде всего это касалось культа личности Сталина. Но не только: «Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой», пелось в популярной песне. Героями плаката были летчики и пограничники, строители метро и стахановцы, воины и партизаны Великой Отечественной войны, целинники и космонавты, покорители Сибири и строители БАМа. Героический плакат, чутко реагируя на условия времени, в каждую эпоху отдавал предпочтение тому или иному герою. Так, в 20-е годы А. Страхов персонифицировал его личностью вождя («В.И. Ульянов-Ленин») и возвеличил до скульптурной монументальности советскую женщину («Раскрепощенная женщина - строй социализм!»). В 30-е Г. Клуцис, используя фотомонтаж и крупный план, продолжил разработку символического мотива рабочего на земном шаре («СССР - ударная бригада пролетариата всего мира»). А. Дейнека увидел героическое начало в гармонически развитой личности молодой девушки («Работать, строить и не ныть!»). Но главной героической фигурой советского искусства в 30-е и послевоенные годы (до 1953) оставался Сталин. В плакате Отечественной войны на первый план выдвинулся советский солдат, образ которого покорял психологической глубиной и эмоциональностью.
Новые приемы героизации в послевоенные годы были связаны с особой формой серийного издания плакатов, каждый выпуск которого был посвящен отдельному периоду или эпизоду истории. Герои прошлых лет олицетворяли в ней нравственные идеалы времени. Такова серия Н. Бабина, И. Овасапова, А. Якушина «По ленинскому пути», приуроченная к 60-летию революции, таковы мемориальные циклы О. Савостюка и Б. Успенского о сражениях Второй мировой войны («Путь к победе»). Подобные серии создавались и на современные темы.
Во времена перестройки возникла новая монументальная форма плаката-панно большого (четырех-шестилистного) формата. Его размер и возвышенно-декоративный строй способствовал прославлению событий прошлого, но современная действительность выдвигала и своих героев, например А. Сахарова (А. Ваганов. «Сахаров - светоч совести»).
Традиция героического плаката обрывается после 1991 года: в постперестроечной художественной публицистике она уже была несовместима с новым, критическим видением прошлого и настоящего.